X Всероссийский конкурс имени Е. А. Ручьевской

От 01.11.19 по 30.04.20

ИТОГИ X ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ИМЕНИ Е. А. РУЧЬЕВСКОЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ АНАЛИЗУ
для учащихся музыкальных училищ (колледжей) и специальных музыкальных школ

Жюри Конкурса имени Е. А. Ручьевской подвело итоги X Всероссийского конкурса по музыкальному анализу для учащихся средних музыкальных учебных заведений России, проходившего в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова с ноября 2019 по апрель 2020 года. Тема конкурса – свободная. Конкурс проводился в два тура: первый – в заочной форме, второй – в формате видеопрезентаций.
По результатам двух туров жюри под председательством Проректора по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории, доцента, кандидата искусствоведения Т. И. Твердовской, в составе заместителя председателя жюри, председателя Оргкомитета конкурса, профессора кафедры теории музыки, доцента, кандидата искусствоведения Н. Ю. Афониной, заместителя председателя Оргкомитета конкурса, доцента кафедры теории музыки, кандидата искусствоведения В. В. Горячих, профессора кафедры теории музыки, доцента, кандидата искусствоведения В. П. Широковой, доцента кафедры теории музыки, доцента, кандидата искусствоведения Л. П. Ивановой, доцента кафедры теории музыки Н. И. Кузьминой и преподавателя кафедры теории музыки М. А. Долговой подвело итоги конкурса.

Гран-при и звание Лауреата конкурса присуждены БОРОДИНУ Леониду Игоревичу (Ярославское музыкальное училище им. Л. В. Собинова). Тема работы: «О взаимосвязи музыки и слова в цикле “Русская тетрадь” В. А. Гаврилина». Научный руководитель Е. В. Иванова.

I место и звание Лауреата конкурса присуждаются:

  • ПОКУШЕВОЙ Полине Евгеньевне (Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова). Тема работы: «А. С. Аренский. Камерно-вокальный цикл “Воспоминания” ор. 71, на текст П. Б. Шелли в переводе К. Д. Бальмонта». Научный руководитель В. В. Приймак;
     
  • ПОВАЛЯЕВОЙ Марине Анатольевне (Воронежская специальная музыкальная школа). Тема работы: «О взаимодействии додекафонного метода композиции и средневековых моделей поэтических структур в цикле “Песни трубадуров” С. М. Слонимского». Научный руководитель И. Г. Разинкова.

II место и звание Лауреата конкурса присуждаются: 

  • КИМ Диане Вячеславне (Средняя специальная музыкальная школа при Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова). Тема работы: «Сонатина для флейты и фортепиано Анри Дютийе: сонатный цикл или сонатная форма?» Научный руководитель П. И. Пимурзин;
     
  • ПРИДАТЬКО Глебу Игоревичу (Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова). Тема работы: «Музыка “Fratres” для струнного оркестра и ударных инструментов А. Пярта». Научный руководитель А. С. Бурменко.

III место и звание Лауреата конкурса присуждаются:

  • БЫСТРОВОЙ Марии Яковлевне (Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского). Тема работы: «Александр Дмитриевич Кастальский. “Песни к Родине”: особенности стилистики, жанра и формы». Научный руководитель М. Ю. Назаров;
     
  • ВЕРХОВСКОЙ Виктории Олеговне (Иркутский областной музыкальный колледж). Тема работы: «Вокальный цикл Ивана Татаринова “Luomisen palo” / “Огонь созидания” – три поэмы для сопрано и органа на стихи Эйно Лейно. Аналитический этюд». Научный руководитель Я. Л. Юденкова.

Специальным дипломом награждаются следующие участники II тура:

  • КУЗНЕЦОВА Анастасия Андреевна (Мурманский колледж искусств). Тема работы: «Ясность духа и формы (Богуслав Мартину. Мадригал-соната для флейты, скрипки и фортепиано. I часть)». Научный руководитель О. А. Павлова; 
     
  • ЛОПАРЕВА Алиса Кирилловна (Тольяттинский музыкальный колледж им. Р. К. Щедрина). Тема работы: «Черты композиторского стиля Николая Метнера на примере Сказки op. 20 № 1 b-moll». Научный руководитель В. Н. Беляева;
     
  • СТЕПАНОВ Константин Алексеевич. Тема работы: «“Quasi-Faust” Большой сонаты op. 33 Ш. В. Алькана как образец сонатной формы XIX века». Научный руководитель М. С. Шарифзянов.

Диплом участника II тура присуждается:

  • БАРАНОВОЙ Карине Сергеевне (Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского). Тема работы: «Особенности трактовки жанра баллады в фортепианном творчестве Иоганнеса Брамса». Научный руководитель Н. П. Никитина;
     
  • ГРИЦАЕНКО Марии Александровне (Мурманский колледж искусств). Тема работы: «Несказочная сказка (О “Сонате-сказке” Н. Метнера)». Научный руководитель О. А. Павлова.

Для участников I тура конкурса жюри учредило следующие номинации:
Поощрительным дипломом награждаются:

  • ИВШИНА Ирина Алексеевна (Ижевск, Республиканский музыкальный колледж). Тема работы: «Финал Седьмой сонаты С. С. Прокофьева: три образа в интерпретациях исполнителей». Научный руководитель Е. Л. Леконцева;
     
  • НИЛОВА Анна Сергеевна (Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича). Тема работы: «Органные вариации “Последняя роза лета” Д. Бака в контексте пересечения трех основных музыкальных стилей: барокко, классицизма и романтизма». Научный руководитель И. И. Волонт;
     
  • СМИРНОВА Екатерина Сергеевна (Мурманский колледж искусств). Тема работы: «Композитор – писатель-новеллист (Роберт Шуман. Новеллетта ор. 21 № 1)». Научный руководитель О. А. Павлова.

Диплом участника I тура присуждается:

  • РЯЗАНЦЕВОЙ Марии Юрьевне (Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича). Тема работы: «Роль вариационности в драматургии сонатной формы. Взаимодействие в драматургии произведения. Ф. Шуберт. Трио Es-dur соч. 100. Глинка. “Арагонская хота” Es-dur». Научный руководитель Л. Н. Кузнецова; 
     
  • СКОНЕЧНОМУ Николаю Валентиновичу (Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича). Тема работы: «Особенности формы Рондо Л. Бетховена ор. 51 № 1». Научный руководитель М. С. Шарифзянов;
     
  • ТАРАСОВОЙ Кристине Ивановне (Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж). Тема работы: «Музыкальный анализ альбома пьес для фортепиано “Путевые эскизы” (ор. 150) В. В. Купревича».

Все участники Конкурса награждаются дипломами и книжными призами. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране почтовое отправление дипломов и призов состоится позднее объявленного в условиях конкурса; о точной дате почтового отправления участники будут проинформированы дополнительно.
Жюри поздравляет всех победителей и научных руководителей конкурсантов.

Жюри Х Всероссийского Конкурса имени Е. А. Ручьевской
27 апреля 2020 года

 


С ноября 2019 года по апрель 2020 года Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова проводит юбилейный, X Всероссийский конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся музыкальных училищ (колледжей) и специальных музыкальных школ.

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова объявляет X Всероссийский Конкурс по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской для учащихся музыкальных училищ (колледжей) и специальных музыкальных школ, который пройдет с 1 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года. Впервые состоявшийся в 2010–2011-м годах и названный в честь и в память о Екатерине Александровне Ручьевской (1922–2009), конкурс 2019–2020 г. является десятым, юбилейным и начинается в год десятилетия ухода из жизни выдающегося ученого, создателя и главы Санкт-Петербургской аналитической школы, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков.

Учредителем конкурса является Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Организаторы Конкурса: Оргкомитет и жюри, включающие преподавателей музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории – представителей Санкт-Петербургской аналитической школы. Информационная поддержка Конкурса: интернет-сайт учредителя, электронные адреса организаторов, журнал Санкт-Петербургской консерватории «Musicus» (в печатной и электронной версиях).

Цели и задачи конкурса

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.
2. Сохранение и развитие традиций аналитической школы Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории.
3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.
Конкурс проводится среди учащихся: II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), старших классов средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения) в два тура. Отборочный (заочный) тур проходит на основании письменного текста конкурсной работы. Заключительный тур (очный) проводится в форме устных презентаций либо видеопрезентаций.

Сроки и порядок проведения Конкурса

Сроки проведения Конкурса: с 01.11.2019 по 30.04.2020.
Сроки предоставления работ: до 10.03.2020.
Срок проведения первого, отборочного (заочного) тура: 11.03.2020 – 11.04.2020; срок проведения второго, заключительного (очного) тура: 15.04.2020 – 27.04.2020.
Итоги Конкурса объявляются: участникам заключительного тура 27.04.2020, на интернет-сайте учредителя – не позднее 30.04.2020.

Тематика и критерии оценки конкурсных работ

Тема юбилейного конкурса 2019–2020 – свободная. Конкурсантам предоставляется возможность выбрать из музыки XVIII–XXI веков произведение крупной формы – развернутое одночастное, инструментальный или вокальный цикл, либо его часть или части, рассмотренные в контексте цикла. Жанр работы – аналитический, определяемый различными аспектами музыкального анализа (музыкальные формы в их связях с жанрами, драматургией, композиторским стилем, стилем направления или эпохи, проблема соотношения слова и музыки в вокальных сочинениях и др.). Методологическая основа работы – труды Е. А. Ручьевской о музыкальной форме, тематизме, музыкальном стиле, вокальной музыке и т. д.
Работа может быть выполнена как под научным руководством, так и самостоятельно.
Приоритет отдается оригинальным научным исследованиям. Критерии оценок конкурсной работы (действительные как для письменного текста, так и для устной презентации): 
- музыкальность автора, выраженная в понимании им избранного для анализа произведения и в способности выстроить на этой основе исследовательскую концепцию, поставить и аргументировать задачу исследования;
- умение самостоятельно формулировать выводы исследования; 
- владение методикой музыкального анализа;
- способность определения жанровых и стилевых черт в избранном для анализа произведении;
- способность дать нетривиальные, основанные на музыкальных признаках характеристики тематизма и методов его развития; 
- умение разобраться в строении и объяснить особенности музыкальной формы избранного для анализа произведения;
- знание научной литературы по теме, прежде всего – трудов Е. А. Ручьевской, а также работ по избранному конкурсантом проблеме;
- литературный стиль.
Участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, награждаются дипломами и призами.
Жюри вправе учреждать специальные номинации и призы для участников обоих этапов конкурса. 
Победители и лауреаты Конкурса 2019–2020 годов, а также победители конкурса имени Е. А. Ручьевской (I, II, III места) за два предыдущих года (2017–2018 и 2018–2019) при поступлении в 2020 году на музыковедческий факультет Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова получают дополнительные 10 баллов за индивидуальные достижения, прибавляемые к баллам за вступительные экзамены (см. раздел IV Правил приема в СПбГК на 2020/2021-й год)
Присланные материалы обратно не высылаются и не рецензируются.

Краткий список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:

Монографии, учебники, сборники статей:
Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л., 1977. 
Ручьевская Е.А.и др. Анализ вокальных произведений, Ленинград, 1988.
Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд.: СПб., 2002.
Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. СПб., 2011.
Ручьевская Е.А., Кузьмина Н.И. Вокальные циклы в русской классической музыке XIX века. Саратов, 2019.

Отдельные статьи:
Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. Т I. СПб., 2011. С. 291–320.
Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. I. С. 273–285.

Также см.: 
монографии и статьи Е. А. Ручьевской об операх (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Дж. Верди, Р. Вагнера), романсах и вокальных циклах русских композиторов, о творчестве русских композиторов XIX–ХХ века (А. К. Глазунова, Ю. В. Кочурова, Г.В. Свиридова, В. А. Гаврилина, С. М. Слонимского, Л. А. Пригожина, Б. И. Тищенко, Ю. А. Фалика). 
Рекомендуются также статьи из юбилейных сборников, посвященных Е. А. Ручьевской:
«Музыкальное приношение»: сборник статей. К 75-летию Е. А. Ручьевской. СПб., 1998;
Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сборник статей. СПб., 2012.


ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА КОНКУРС

1. Объем работы – 10–15 страниц компьютерного текста (не более 30000 знаков), формат А4, кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman.
2. На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail. Обращаем внимание участников на необходимость указания достоверных контактных данных, обеспечивающих оперативное общение с членами оргкомитета Конкурса, доставку Почтой России и получение автором в срок отправленной из Санкт-Петербурга корреспонденции (дипломов и призов). В случаях затруднений участника при указании электронной почты и адреса (отсутствие стабильной электронной связи, съемное жилье, отдаленность места жительства по домашнему адресу от места учебы автора и др.) рекомендуется указать контактные данные научного руководителя или иные, постоянно доступные автору контакты.
3. В случае выполнения работы под руководством педагога указывается также ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание, e-mail.
4. Список использованной литературы приводится в конце работы.
5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
Работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.
6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа на конкурс не допускается.
7. Участники, прошедшие по результатам первого тура на второй тур конкурса, должны представить презентацию в устной форме (либо видеопрезентацию) длительностью от 7 до 10 минут, раскрывающую основное содержание работы.
8. Видеопрезентации работ присылаются авторами в срок до 15.04.2020. 
9. Работы присылаются по электронному адресу: analiz@conservatory.ru или Почтой России по адресу: 190000, Санкт-Петербург, улица Глинки, д. 2 литера А, проректору Санкт-Петербургской консерватории по научной работе Т. И. Твердовской.
10. Присланные на Конкурс работы и материалы обратно не высылаются и не рецензируются.

СОСТАВ ЖЮРИ И ОРГКОМИТЕТА КОНКУРСА

Твердовская Т.И, проректор по научной работе СПбГК, доцент, кандидат искусствоведения – председатель жюри Конкурса;
Афонина Н.Ю., профессор, кандидат искусствоведения – заместитель председателя жюри Конкурса, председатель Оргкомитета Конкурса;
Горячих В.В., доцент, кандидат искусствоведения – заместитель председателя оргкомитета Конкурса; 
Кузьмина Н.И., доцент – член жюри Конкурса; 
Иванова Л.П., доцент, кандидат искусствоведения – член жюри Конкурса; 
Широкова В.П., профессор, кандидат искусствоведения – член жюри Конкурса;
Долгова М.А., преподаватель – член жюри Конкурса

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ КОНКУРСА

1. Учредители, организаторы Конкурса своевременно оповещают руководителей средних музыкальных учебных заведений о сроках, местах, графике проведения Конкурса; формируют состав Оргкомитета и жюри Конкурса; определяют критерии оценки конкурсных работ, поощрения и награждения участников Конкурса.
2. Организационный взнос за участие в Конкурсе не взимается. 
3. Оплата проезда (до Санкт-Петербурга и обратно) и питания иногородних участников очного тура Конкурса – за счет направляющих образовательных организаций. 
Проживание иногородних участников заключительного тура Конкурса (до 16 человек) – за счет Оргкомитета. Оргкомитет оказывает содействие поиску и бронированию максимально экономичного жилья в Санкт-Петербурге для иногородних участников (не вошедших в группу до 16 человек) заключительного тура Конкурса на время его проведения.
4. Контакты представителей жюри и оргкомитета Конкурса:
председатель оргкомитета, заместитель председателя жюри Н. Ю. Афонина, адрес эл. почты: music73@rambler.ru;
заместитель председателя оргкомитета, член жюри В. В. Горячих, адрес электронной почты: goryachih@mail.ru.