Содержание
СТАТЬИ
- Ильюшкина Вероника «Опера Нищего»: жанровая природа и концепция
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.001
В данной статье «Опера Нищего» Гэя — Пепуша рассматривается сама по себе и как модель для «Трехгрошовой оперы» Брехта — Вайля и «Оперы Нищей» Бриттена — Гатри. Три версии «Оперы» принципиально неравны и представлены в тексте как явления культуры, жанрово ориентированные на широкую публику.
Ключевые слова: Б. Бриттен, Дж. Гэй, К. Вайль, «Опера Нищего».
.
- Махрова Элла Музыкальный театр: терминологический экскурс
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.002
«Музыкальный театр» — понятие, широко используемое в искусствоведении (театроведении, музыковедении, балетоведении), но в отечественной науке до сих пор не имеющее четкой категориальной определенности, о чем свидетельствует отсутствие словарных статей в основных энциклопедических изданиях, как универсальных, так и специальных. На понимание термина накладывают свой отпечаток особенности художественного процесса в различных странах и сложившиеся традиции научных дискурсов. Это хорошо видно при сравнении характера употребления понятия в англоязычной (musical theatre, music theatre) и немецкоязычной (Musiktheater) научной литературе. Статья ставит целью проанализировать содержание понятия «музыкальный театр» и многообразие его трактовок в современной отечественной и зарубежной искусствоведческой науке.
Ключевые слова: музыкальный театр, Musiktheater, musical theatre, music theatre, смысловая поливалентность термина.
- Александрова Антонина Нотация: вопросы типологии в контексте исторического развития
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.003
Статья посвящена рассмотрению нотации как сложного культурно-исторического явления, возникшего в процессе развития музыкального искусства. Анализ ряда определений этого понятия дает представление о широком поле функциональных возможностей существующей системы музыкальной письменности. История нотации представлена как векторно направленный процесс. Статья также содержит предложение по типизации исторических форм нотации, произведенной по графологическому принципу.
Ключевые слова: нотация, исторические формы нотации, типизация, безлинейные и линейные системы.
- Редькова Евгения Из истории первых экспедиций Этнографического кабинета Ленинградской консерватории
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.004
Статья посвящена первым экспедициям Музыкально-этнографического кабинета Ленинградской консерватории 1927и 1928 годов в Закавказье и Узбекистан,организованным Х. С. Кушнарёвым, Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд. Архивные документы из консерватории и Центрального государственного архива литературы и искусства в сопоставлении со сведениями из Фонограммархива Института русской литературы и опубликованными данными позволяют представить историю формирования одной из крупнейших на тот момент коллекций фонографических записей музыкального фольклора СССР и развития этномузыкологии в консерватории.
Ключевые слова: Музыкально-этнографический кабинет Ленинградской консерватории, Б. В. Асафьев, Х. С. Кушнарёв, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, этнографические экспедиции в Армению, Грузию, Узбекистан, Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
- Зайцева Татьяна Похвала балакиревской библиотеке
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.005
В статье впервые предпринят обзор книжного и нотного собрания Балакирева, показана роль библиотеки как важного инструмента в разнонаправленной деятельности главы Новой русской школы — композитора, педагога, дирижера, пианиста, редактора, музыкального деятеля. Подчеркнута актуальность изучения балакиревской библиотеки, документальные материалы которой проливают свет на неизвестные подробности творческой биографии музыканта, позволяют аргументированно опровергнуть не изжитые в науке мифы о создателе «Могучей кучки».
Ключевые слова: нотная, книжная библиотека М. А. Балакирева, творческие лаборатории композитора, исполнителя, педагога, государственного деятеля.
ДОКУМЕНТЫ
- Михеева Марина Рукопись «Антара» Н. А. Римского-Корсакова из библиотеки В. И. Сафонова
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.006
Представленный очерк содержит краткую характеристику рукописной партитуры симфонической сюиты «Антар» Н. А. Римского-Корсакова, хранящейся в Российской национальной библиотеке. Копия, выполненная В. И. Сафоновым, являлась частью нотной библиотеки дирижера.
Ключевые слова: В. И. Сафонов, Н. А. Римский-Корсаков, «Антар», партитура, третья редакция, рукопись.
РЕЦЕНЗИИ
- Е. А. Ручьевская: публикации продолжаются Васильев Юрий
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.007
В рецензии рассматриваются впервые опубликованные работы основателя современной петербургской аналитической школы профессора Санкт-Петербургской консерватории Е. А. Ручьевской (1922– 2009): «„Щелкунчик“ П. И. Чайковского: либретто и музыка» (2018; 2-е изд. 2019) и «Вокальные циклы в русской классической музыке XIX века» (2019, в соавторстве с Н. И. Кузьминой). Первая книга посвящена анализу драматургии либретто и музыкальной драматургии балета П. И. Чайковского. Во второй работе теоретическая проблематика вокального цикла как жанра и формы рассматривается на материале русской камерно- вокальной музыки XIX века — циклов А. А. Алябьева, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
Ключевые слова: Е. А. Ручьевская, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, «Щелкунчик», балет, вокальный цикл, русская музыка.
- Рейн Лаул. 17 этюдов о музыке Бетховена Романова Елена
DOI: 10.26156/OM.2019.41.3.008
Рецензия посвящена впервые опубликованным на русском языке этюдам о музыке Бетховена Рейна Лаула — одного из ярчайших представителей современной петербургской аналитической школы. Рассматриваемое исследование пред- стает как уникальный в своем роде труд, отмеченный не только виртуозной техникой анализа и изощренным аналитическим инструментарием, но органичным взаимопроникновением академически- научного и эмоционально-непосредственного начал.
Ключевые слова: музыкальная форма, сонатная форма, вариационная форма, форма рондо, фортепианные сонаты Бетховена, симфонии Бетховена.