Истина где-то рядом: «Буковинские песни» Леонида Десятникова как неоромантический цикл

Истина где-то рядом: «Буковинские песни» Леонида Десятникова
как неоромантический цикл

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Леонид Десятников, «Буковинские песни», романтизм, аллюзия, полисистема.

Автор: Елена Наливаева

Сведения об авторе: ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА НАЛИВАЕВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5326-8439
PIN-код: 6796-5573
e-mail: yupiteriana@gmail.com

Аспирант Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литера А

Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, переулок Матвеева, 1, литер А

Дата поступления: 01.12.2020

Дата публикации: 01.05.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.2.003

Аннотация

«Буковинские песни» Леонида Десятникова, написанные в 2017 году и вдохновленные фольклорными напевами, — продолжение традиции циклов прелюдий для фортепиано, заложенной в эпоху романтизма и активно развитой в дальнейшем. В статье делается попытка осмыслить сочинение как образец неоромантизма, констатировать неразрывную связь с прошлым, параллельно затрагивая особенности работы композитора с материалом. Большое внимание уделяется романтической идее синтеза: «Буковинским песням» свойственно сочетание несочетаемого, органичное соединение непохожего, разнопланового. Именно поэтому, анализируя цикл, автор статьи оперирует словами с приставкой «поли-»: полиформа, политоникальность, полиопорность, полиладовость, полигармония, полиметрия, полиритмия, политональность (ключевое «поли-» для самого Десятникова) — обобщающим для всех этих терминов становится понятие полисистемы. В буклете к диску «Буковинских песен» поэт Мария Степанова предпринимает «Двенадцать попыток заговорить» о фортепианных прелюдиях Десятникова. Данная статья, в сущности, представляет собою тринадцатую, музыкантскую и музыковедческую, попытку начать разговор о цикле. Подробный потактовый анализ «Буковинских песен» не входит в задачи этой работы; перед автором, скорее, стоит цель показать ведущий принцип организации материала в рассматриваемом сочинении. Наиболее детально анализируются Прелюдии I, II, XIII, XV, XIX.

Литература

[1] Бершадская 2005 — Бершадская  Т.  С. Лекции по  гармонии: учебное пособие, изд. 3-е, доп. Санкт-Петербург: Композитор, 2003. 268 с.

[2] Буковинські народні пісні / Упорядкування, вступна стаття та примітки Леопольда Ященка. Київ : Видавництво Академії наук Української РСР, 1963. 680 с.

[3] Десятников 2018 — У нашего поколения иммунитет к мажору: Интервью с Леонидом Десятниковым и  Алексеем Гориболем, интервьюер Ярослав Тимофеев (дата публикации 26.12.2018) // Музыкальная жизнь, 2013–2020. URL: http://muzlifemagazine.ru/u-nashego-pokoleniya-immunitet-k-mazho/ (дата обращения: 1.12.2020).

[4] Лебедев 2016 — Лебедев С. Н. Политональность // Большая российская энциклопедия, 2015–2019. URL: https://bigenc.ru/music/text/3154562 (дата обращения: 22.09.2020).

[5] Политональность 1978 — Политональность // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4: Окунев — Симович. Москва: Советская энциклопедия, Советский композитор 1978. Стб. 337–339.

[6] Поспелов 2018 — Поспелов П. Пресыщенным московским слушателям повезло с музыкальными премьерами // Ведомости (дата публикации: 3.10.2018). URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/10/03/782746-slushatelyam-povezlo (дата обращения: 1.12.2020).

[7] Поспелов 2019 — Нелекторий № 12. Леонид Десятников и Мария Степанова // Нелекторий Петра Поспелова. YouTube (дата публикации: 2.12.2019) URL: https://www.youtube.com/watch?v=3qq39hujQMs&feature=emb_logo (дата обращения: 1.12.2020).

[8] Десятников 2020 — Леонид Десятников: Необходимо быть насекомым / подготовка к публикации Петра Поспелова // Музыкальная жизнь, 2020. № 10. То же: Музыкальная жизнь, 2013–2021 (дата публикации: 16.10.2020). URL: https://muzlifemagazine.ru/leonid-desyatnikov-neobkhodimo-byt-na/ (дата обращения: 17.04.2021).

[9] Роулинг 2007 — Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и  Дары смерти: роман / пер. с  англ. С. Ильина, М. Лахути, М. Сокольской. Москва : Росмэн-Пресс, 2007. 640 с.

[10] Степанова 2019 — Степанова М. Буковинские песни: двенадцать попыток заговорить // Десятников Л. Буковинские песни: 24 прелюдии для фортепиано [Компакт-диск]: Буклет. Москва : Мелодия, 2019. С. 1–16.

[11] Хрущева 2019 — Хрущева Н. Постирония и  эйфория: о  метамодерне в  классической музыке // Музыкальная академия. 2019. № 1 (765). То же: Музыкальная академия, 2019–2020. URL: https://mus.academy/articles/postironiya-i-eyforiya-o-metamoderne-v-akademiches (дата обращения: 01.12.2020).

[12] Шуман 1975 — Шуман Р. О музыке и музыкантах : собрание статей в 2 т. Т. 1. Москва : Музыка, 1975. 407 с.

Для цитирования: Наливаева Е. Н. Истина где-то рядом: «Буковинские песни» Леонида Десятникова как неоромантический цикл // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 2. С. 46–68. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.2.003.

The Truth is Out There: “Songs of Bukovina” by Leonid Desyatnikov as a Neoromantic Cycle

Keywords: elite culture, mass culture, cultural dialogue, classic, mass media, composer, creativity, Sergey Slonimsky, serious music, easy music.

Author: Elena N. Nalivaeva

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5326-8439
PIN-код: 6796-5573
e-mail: yupiteriana@gmail.com

Postgraduate student, Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Lecturer at St. Petersburg Rimsky-Korsakov College of Music

1 Liter A Matveeva Lane, St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 01.12.2020

Published on: 01.05.2021

Abstract

Leonid Desyatnikov’s “Songs of Bukovina” written in 2017 inspired by folk chants is a continuation of piano prelude tradition founded in the age of romanticism and actively developed later. This article is an attempt to comprehend Desyatnikov’s work as an example of neoromanticism, to find the inextricable connection to the past all while looking at distingushing features of the composer's way of working over the material. Special attention here is paid to the romantic idea of synthesis. “Songs of Bukovina” is a combination of uncombinable, an organic conjunction of dissimilar, different. That's why in this article the author often uses words that begin with the prefix “poly-”, such as polyform, polytonicality, polymodality, polyharmony, polyrhythm, polytonality (the most important word to Desyatnikov himself) etc., which are hyponyms to the term of polysystem. In the Booklet to “Songs of Bukovina” CD, poet Maria Stepanova makes “Twelve attempts to start speaking” of Desyatnikov’s piano preludes. This article is, in fact, yet another, 13th attempt made by a musician to speak of this cycle. The goal of this work is not to provide a bar by bar analysis of the “Songs of Bukovina” but to show the main principle according to which the material is organized. The author will take the closest look at Preludes I, II, XIII, XV, XIX.

Works Cited

[1] Bershadskaya, Tatyana S. (2005). Lektsii po garmonii: uchebnoe posobie, izd 3-e, dop. [Harmony Lectures: A handbook, 3d edition, additional]. St. Petersburg : Kompozitor, 268 pp. (in Russian).

[2] [Yashhenko, Leopold] (1963). Bukovyns’ki narodni pisni [Folk songs of the Bukovina], сompilation, introduction and notes by Leopold Yashchenko. Kiev : Vydavnyctvo Akademii nauk Ukrains’koi RSR, 1963. 680 р. (in Ukrainian).

[3] Desyatnikov, Leonid & Goribol, Aleksey (2018). “U nashego pokoleniya immunitet k mazhoru” [“Our generation has an immunity to Major key”], interviewer Yaroslav Timofeev In Muzykal’naya zhizn’ [Music Life]. Publ. 26.12.2018. Available at: http://muzlifemagazine.ru/u-nashego-pokoleniya-immunitet-k-mazho/ (accessed 01.12.2020) (in Russian).

[4] Lebedev, Sergei N. (2016). “Politonal’nost” [“Polytonality”]. In Bol’shaya Rossiyskaya Entsiklopediya [Big Russian Encyclopedia]. Available at: https://bigenc.ru/music/text/3154562 (accessed 22.09.2020) (in Russian).

[5] [Keldysh, Yuriy V.] (1978). “Politonal’nost” [“Polytonality”]. In Musycal’naya entsyklopediya [Music Encyclopedia]: [in 6 vols.], ed. by Yuriy V. Keldysh. Vol. 4. Moscow, Sovetskaya Entsyclopediya, columns 337–339 (in Russian).

[6] Pospelov, Pyotr (2018). “Presyshchennym moskovskim slushatelyam povezlo s muzykal’nymi prem’erami” [“Jaded Moscow listeners having luck with musical premieres”]. In Vedomosti. Publ. 3.10.2018. Available at: URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/10/03/782746-slushatelyam-povezlo (accessed 1.12.2020) (in Russian).

[7] Pospelov, Pyotr (2019). “Nelektoriy, no. 12: Leonid Desyatnikov i Mariya Stepanova” [“Nonlecture-course, nо. 12: Leonid Desyatnikov and Maria Stepanova”]. In Nelektoriy Petra Pospelova [Pyotr Pospelov’s Non-lecture-course Project]. Publ. 02.12.2019. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=3qq39hujQMs&feature=emb_logo (accessed 01.12.2020) (in Russian).

[8] Desyatnikov, Leonid (2020). “Leonid Desyatnikov: Neobkhodimo byt’ nasekomym” [“Leonid Desyatnikov: It’s necessary to be an insect”], edition by Pyotr Pospelov. In Muzykal’naya zhizn’, no. 10 (2020), publ. 16.10.2020. Available at: ttps://muzlifemagazine.ru/leonid-desyatnikov-neobkhodimo-byt-na/ (accessed 17.04.2021) (in Russian).

[9] Rowling, J. K. [Rowling, Joanne] (2007). Garri Potter I dary smerti [Harry Potter and the Deathly Hallows]. Moscow: Rosmen-Press, 640 p. (in Russian).

[10] Stepanova, Mariya (2019). “Bukovinskie pesni: dvenadtsat’ popytok zagovorit” [“Songs of Bukovina: twelve attempts to start speaking”]. In Leonid Desyatnikov, Bukovinskie pesni: 24 prelyudii dlya fortepiano [“Songs of Bukovina”: 24 preludes for piano]: CD Booklet to’s. Moscow: Melodiya, pp. 1–16 (in Russian).

[11] Khroustcheva, Nastasya (2019). “Postironiya i eyforiya: o metamoderne v klassicheskoy muzyke” [“Post-irony and euphoria: on Metamodern in classical music”]. In Muzykal’naya Akademiya [Music Academy], no. 1 (765). Available at: https://mus.academy/articles/postironiya-i-eyforiya-o-metamoderne-v-akademiches (accessed 1.04.2020) (in Russian).

[12] Sсhumann, Robert (1975). O muzyke I musykantakh: sobranie statey v dvukh tomakh [On Music and Musicians]. Vol. 1. Moscow: Muzyka, 407 p. (in Russian).

For citation: Nalivaeva, Elena N. “The Truth is Out There: ‘Songs of Bukovina’ by Leonid Desyatnikov as a Neoromantic Cycle”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 2 (2021), pp. 46–68 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.2.003.