Гусейнова Зивар Махмудовна

Кафедра истории русской музыки
Заведующий кафедрой

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор искусствоведения

Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1975, музыковедение; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1980 году

Сведения о диссертациях: «Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности 11-14 вв» (к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации, 1982); «“Извещение” Александра Мезенца и теория музыки XVII века» (1995)

Общий трудовой стаж с 1969 года

Педагогический стаж работы в вузе с 1983 года

Преподаваемые дисциплины: история русской музыки, музыкальное источниковедение и текстология, теория музыки Древней Руси; научное руководство дипломными работами и диссертациями аспирантов

Зивар Гусейнова известный специалист в области древнерусской и классической русской музыки.
В 1991/92 годах прошла стажировку в Университете штата Вирджиния (США) под руководством выдающегося исследователя византийской и славянской музыки профессора М. Велимировича.
Автор около 80 научных работ, в том числе исследований «Русские музыкальные азбуки XV-XVI веков», «Фитник Федора Крестьянина» и др., отмеченных различными научными премиями. Выступила в качестве составителя и ответственного редактора боле 10 научных сборников. Принимала участие более чем в 100 научных конференциях в России и за рубежом с докладами по истории и теории русской музыки древнего и классического периодов.

Является заместителем председателя Диссертационного совета СПбГК и членом Диссертационного совета Российского института истории искусств. Более 20 раз выступала оппонентом на защитах докторских и кандидатских диссертаций.

Педагогическую деятельность начала после окончания Ленинградской Консерватории в Институте истории искусств (г. Ашхабад). В Ленинградской консерватории начала работать в 1983 году. В настоящее время является заведующей кафедрой Истории русской музыки, ведет специальные курсы у музыковедов и исполнителей. В классе по специальности З.М. Гусейновой подготовлено более 20 студентов, защищено более 10 кандидатских диссертаций.

Награды:

  • медаль к 300-летию Санкт-Петербурга (2004);
  • диплом, звание лауреата первой премии Третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения РАО (2000);
  • диплом III степени Конкурса учебных и научных изданий Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга (2007);
  • диплом III степени Конкурса учебной и научной литературы Издательско-полиграфической ассоциации Университетов России (2013).

Член Диссертационных советов:
Д 210.018.01. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (17.00.02 – музыкальное искусство (искусствоведение);
Д 212.199.20. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (17.00.02 — музыкальное искусство (искусствоведение); 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, педагогические науки).
Д 210.014.01. Российский институт истории искусств (17.00.02 – музыкальное искусство (искусствоведение); 17.00.09 – теория и история искусства (искусствоведение).
Член Международного Общества теории музыки.
Член Жюри Всероссийского музыкального конкурса саундтреков к анимационным видеофильмам «Музыка и ВидеоАнимация» 2014.

Редакционно-издательская деятельность:

  • Главный редактор журнала СПбГК «MUSICIS» (СПб).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Opera musicologica» (СПбГК).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Вестник Башкирского университета» (Уфа).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета ПСТГУ». Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства (Москва).
  • Член Редакционной коллегии журнала ВАК «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета». Серия XV. Искусствоведение (СПб).

Педагогическая работа:
В настоящее время ведутся курсы: История русской музыки, Музыкальное источниковедение и текстология, Теория музыки Древней Руси и др. Осуществляется научное руководство дипломными работами и диссертациями аспирантов. В настоящее время защищено около 30-ти дипломных работ и около 20-ти кандидатских и докторских диссертаций.

Научная работа:
Выступление в качестве официального оппонента на защитах свыше 10 кандидатских и докторских диссертаций.
Выступление с докладами на Всероссийских и Международных конференциях, в том числе за рубежом (общее количество выступлений – более 100).

Список научных и учебно-методических публикаций:

  1. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере рукописи Соловецкого собрания № 690/751). Статья.   Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980
  2. Комбинаторный анализ знаменной нотации 11-14 вв. Статья.            Музыка. Библиографический указатель. № 8. М., 1981.
  3. Древнерусская знаменная нотация 11-14 веков: проблема происхождения и дешифровки. Статья.           Музыка. Библиографический указатель. № 12. М., 1981.
  4. Стихиры Евангельские – один из видов праздничных стихир (опыт текстологического исследования). Статья.        Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12-18 веков). Л., 1983
  5. Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности 11-14 вв. (к проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации). Автореферат.        СПб., 1982.
  6. Знаменная нотация 12-14 вв. Тезисы.       Материалы Всероссийской научно-практ. конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». М., 1984.
  7. Комбинаторный анализ знаменной нотации 11-14 веков. Статья.      Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987.
  8. Принципы знаменного распева по материалам музыкально-теоретических руководств 15-нач. 17 вв. Статья.            Musica antiqua. VIII.  Bydgoszcz, 1988.
  9. «Путные тайны» Азбуки Христофора. Статья.   Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990.
  10. Руководства по теории знаменного пения 15 века: источники и редакции. Статья.            Древнерусская певческая культура и книжность. Проблемы музыкознания. Вып. 4. Л., 1990. С. 20-46.
  11. Памятники русской духовной музыки. Тысяча лет русской церковной музыки. Серия 1. Том 1. Нотные материалы. Вашингтон, 1991
  12. О любви к Отечеству и ближнему своему. Статья.        // Советская музыка. 1991. № 9. С. 90.
  13. Русский знаменный распев в первой половине 17 века (на англ. яз.). Статья.          Cantus planus. Papers Read at the Fourth Meeting. Budapest, 1992.
  14. Музыкально-теоретические руководства 15 – 1 пол. 16 вв. Тезисы.   Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992.
  15. Теоретические проблемы знаменного распева в «Азбуке» Александра Мезенца. Статья.            Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика. М., 1994.
  16. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки 17 века. Монография. СПб., 1995.
  17. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки 17 века. Автореферат. СПб., 1995.
  18. Читая «Петербургский теоретикон». Статья.      Музыкальная академия.1996.№ 3.
  19. Александр Мезенец и прочие. «Извещение … желающим учитися пению». Монография.             Челябинск, 1996.
  20. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве. Статья.        Рукописные памятники. Вып. 4. СПб., 1997.
  21. Особенности описания древнерусских нотированных рукописей. Статья.   Петербургский музыкальный архив. Вып. 1. СПб., 1997.
  22. Современные проблемы музыкального образования. Статья.  Музыкальное образование на Дальнем Востоке России. Хабаровск. 1998
  23. Киноварные пометы накануне реформы А. Мезенца. Статья. Наследие монастырской культуры. Вып. 3. СПб., 1998.
  24. «А сие в Кирилове монастыре поют…». Статья.           Петербургский музыкальный архив.  Вып. 2. СПб., 1998.
  25. «Иванова ночь на Лысой горе» М. Мусоргского. История двух автографов. Статья.            Петербургский музыкальный архив.  Сб. статей и материалов. Отв. ред. Сквирская Т. З. Вып. 2. СПб.: Канон, 1998. С. 107-123.
  26. «Немногие слова Бородина…». Статья.   Вестник СПб отделения Российской Академии естественных наук. Т. 2. 1998. № 3.
  27. Октоих нотированный (по материалам рукописей 15-17 вв.). Часть 1. Статья.        Дни славянской письменности и культуры. Владивосток, 1998. Часть 2. А.С.Пушкин. Эпоха, культура, творчество. Традиции и современность. Владивосток, 1999.
  28. Знаки древнерусской нотации. Справочник.      СПб., 1999.
  29. Русские музыкальные азбуки 15-16 веков. Учебное пособие.  СПБ., 1999.
  30. Азбуки казанского знамени. Статья.        Рукописные памятники. Вып. 5. СПб., 1999.
  31. Русские композиторы 16-17 вв. Тезисы.  Царскосельские чтения. Вып. 3. СПб., 1999.
  32. Ритмика знаменной нотации. Тезисы.      Ритм и форма. СПб., 1999.
  33. Ирмологий (нотированный). Учебное пособие  СПб., 1999.
  34. «Авторская» работа в русских теоретических руководствах 15-17 вв. Тезисы            Традиционная и духовная музыка. Наследие человечества. Ереван, 1999.
  35. Автограф романсов М.И.Глинки на стихи Е.П.Ростопчиной. Статья            Петербургский музыкальный архив. Сборник статей и материалов. Вып. 3. СПб., 1999.
  36. Смоленский С.В. и Петербургская консерватория. Статья.      Петербургский музыкальный архив. Сборник статей и материалов. Вып. 3. СПб., 1999.
  37. Мелодические формулы-попевки в азбуках 17 века. Тезисы.   Православие и культура этноса. Конференция в Институте этнологии и антропологии РАН. М., 2000
  38. Исполнительские указания в русской музыке 17 века. Тезисы.           Царскосельские чтения IV. СПб., 2000.
  39. Памятники музыкально-теоретической мысли в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря 15-17 вв. Статья        Гимнология. Материалы Междунар. научн. конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского». М., 2000. С. 240-248.
  40. Фитник Федора Крестьянина. Статья.      Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. СПб., 2000.
  41. Фитник Федора Крестьянина. Исследование      СПб., 2001
  42. Музыкальный театр раннего Глазунова (по материалам оперы «Рустем и Зораб»). Отражения музыкального театра. Сб. статей и материалов к юбилею Л.Г.Данько. Кн. 1. СПб., 2001. С. 121-143.
  43. Посвящение  Там же. Кн. 2. СПб., 2001.
  44. М.В.Бражников – учитель и ученый        Петербургские страницы русской музыкальной культуры. Сб. статей и материалов. СПб., 2001.
  45. От редактора Музыкальное наследие России: истоки и традиции. Сб. статей. СПб., 2001- 15 п.л.
  46. Ритмика знаменной нотации (по музыкальным азбукам 16-17 веков)            Ритм и форма. Сб. статей. Ред. Н.Ю. Афонина, Л.П. Иванова. СПб., 2002
  47. «Скупой рыцарь» А.К. Глазунова Мифы и миры Александра Глазунова. Сб. статей. СПб., 2002. 12 п.л.
  48. От редактора Мифы и миры Александра Глазунова. Сб. статей. СПб., 2002- 12 п.л.
  49. Архивные материалы В.Г. Каратыгина в Российском институте истории искусств            Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862-2002. Материалы Международной научной сессии.
  50. Создание интернет-портала для обучения музыкальным дисциплинам (совм. с Н.П. Никитиной и Е.С. Шипулиным)   Информационные технологии в профессиональном образовании: возможности и перспективы//Материалы научно-практической конференции Гос. Муз. училища им. Гнесиных. М., 2002
  51. История древнерусской музыки: проблемы изучения и преподавания          Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера // Материалы юбилейной научной конференции. Ред. И.Н. Баранова, К.И. Южак. Петрозаводск, 2002.
  52. «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 Российской национальной библиотеки            Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002.
  53. А.П. Бородин            Энциклопедия «Три века Петербурга». Век 19. СПб., 2003.
  54. Музыкальные страницы «Духовного вестника грузинского экзархата» (1891-1906)            Problems of Polyphony in sacred and securial Music. Tbilisi, 2001.
  55. Музыкальные страницы «Дневника» Н.В. Кукольника            Три века Петербурга: музыкальные страницы. Сост. Гусейнова З.М. СПб., 2003
  56. Сакральные элементы в музыкально-теоретических руководствах XVII века         Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Запад / Гимнология. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 139-140.
  57. Певческие циклы Обихода. Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. Гимнология. Вып. 4. Отв. ред. И.Е. Лозовая. М., МГК, 2003.
  58. Христианское вероучение в русских музыкально-теоретических трактатах XVII века            Русская культура: теоретические проблемы исторического генезиса: сборник статей / научный редактор В.А. Щученко - СПб: СПбГУКИ, 2004. - 264 с.
  59. Три кокизника Соф. 461     Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 2 По материалам научной конференции «Бражниковские чтения-2004». Сост и научн. ред. Захарьина Н.Б. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та. 2005.— С. 5–13.
  60. М.К. Михайлов: Письма к учителю Памяти Михаила Кесаревича Михайлова. Сб. материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904-2004). Сост. и отв. ред. Г.А. Некрасова. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та. 2005. 371 с.
  61. Певческие рукописи РНБ в исследованиях 19-20 вв.     История в рукописях и рукописи в истории. Сб. научн. трудов к 200-летию Отдела рукописей РНБ. Сост. и научн. ред. Енин Г.П. – СПб., изд. «Российская национальная библиотека», 2006. С.284 -298.
  62. «Авторская» работа в русских музыкально-теоретических руководствах XV-XVII вв.            Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Международный музыковедческий ежегодник. Отв. ред. и сост. А.Аревшатян. Том. II. – Ереван: 2005. С. 87-99.
  63. Забытый портрет А.Г. Рубинштейна        30 лет кафедре музыкальной критики. Сб. научн. статей. Сост. Л.Г. Данько и А.Г. Шнитке. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006.
  64. Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. Т. 1. / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко.- СПб., Изд-во СПбГУ. 2006. С. 350-361.
  65. Кантата «Александр Невский». Несостоявшееся сочинение Н.А. Римского-Корсакова            Художественный текст: явное и скрытое. Сб. научн. материалов./ Ред. Тимонен Т.Н., Купец Л.А. – Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ. 2007. С. 185-191.
  66. Две редакции стихиры Григория Цамблака на Успение Богородицы            Вестник ПСТГУ, серия V. № 1. Музыкальное искуство христианского мира. М.: изд-во ПСТГУ, 2007. С. 17-25.
  67. Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов – редакторы «Жизни за царя»       Римский-Корсаков. Сб. статей. Петербургский музыкальный архив. Вып. 7. Отв. ред. Сквирская Т.З. – СПб.: Композитор, 2008. — С. 255-266.
  68. Научные традиции А.Н.Дмитриева в Санкт-Петербургской консерватории            Анатолий Никодимович Дмитриев. К 100-летию со дня рождения: Статьи. Воспоминания. Документы. – СПб.: тип. «Нестор-История», 2008.
  69. Из дневников М.О. Штейнберга   Х Вишняковские чтения. Стратегия и тактика вузовской науки в регионе. Материалы международной научной конференции. Том II. – СПб.-Бокситогорск, изд. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
  70. Нотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века           Гимнология («Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад»). Вып. 5. Сб. статей. Отв. ред. И.Е. Лозовая. – М., изд. МГК, 2008.
  71. Архивные материалы Е.М. Орловой в Государственном доме-музее П.И. Чайковского в Клину Musicus/ 2008 № 3 (12).
  72. Павловская-Боровик В.И. О методике преподавания пения Ф.В. Литвин    Вокальная школа Петербургской консерватории. Страницы истории. Сб. научн. статей. Ред.-сост. З.М. Гусейнова,Т.В. Лымарева. СПб., 2008. С. 82-109.
  73. А.А. Спендиаров. Письма к Н.Ф. Финдейзену (по архивным материалам РНБ)      Георгий Григорьевич Тигранов. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Воспоминания. Отв. ред. Э.С. Барутчева. СПб., изд. СПбГК, 2008. С. 148-169.
  74. Закономерности формообразования в знаменных песнопениях          Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы Международной научной конференции 31 октября - 2 ноября 2006 г. Сост. и отв. ред. Л.С. Дьячкова – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008 – С. 44-55
  75. Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в.        Вестник ПСТГУ, серия V. Музыкальное искуство христианского мира. М.: изд-во ПСТГУ, 2008 – с. 7-14
  76. Редактирование нотированных книг в XV веке Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2008. Т. 2. № 18. С. 184-187.
  77. С.В. Смоленский об изучении древнерусских песнопений     Греко-русские певческие параллели. К 100-летию афонской экспедиции С.В. Смоленского/ Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. – М., СПб.: Альянс-Архео, 2008. - С. 39-46.
  78. Один из неосуществленных оперных проектов А.К. Глазунова         Ораниенбаум. Страницы истории. – Сб. статей. СПб.: Союз художников, 2008. - с. 321-348.
  79. Энциклопедический словарь         MUSICUS № 1 (14) 2009. - С. 6-9
  80. Описание коллекций рукописных нотированных книг: проблемы и задачи            Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. Материалы Международной конференции. М., изд. РАМ им. Гнесиных, 2008. – С. 390-396.
  81. «Сказка» Н.А. Римского-Корсакова, услышанная его друзьями          Источниковедение истории культуры. Вып. 2. Сб. статей. Отв. ред. Э.А. Фатыхова-Окунева. СПб., Астерион, 2009. – С. 41-51.
  82. Личные дневники Н.Н. Римской-Корсаковой    Источниковедение истории культуры. Вып. 2. Сб. статей. Отв. ред. Э.А. Фатыхова-Окунева. СПб., Астерион, 2009. – С. 71-75.
  83. О стихотворении А.Н. Апухтина «Певец во стане русских композиторов» Римский-Корсаков Н.А. Исследования и материалы. Сб. статей. Ред.-сост. Гусейнова З.М., Некрасова Г.А. СПб.,  изд. СПбГК, 2009. – С.  91-102.
  84. Документы Лядова в фонде Абрамычева (РНБ) Непознанный А.К. Лядов. Сб. статей и материалов. Отв. ред. Зайцева Т.А. – Челябинск, изд. MPI, 2009. – С. 336-361.
  85. Фитные названия в теоретических руководствах XVII века    Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Международный музыковедческий ежегодник. Отв. ред. и сост. А.Аревшатян. Том. III. – Ереван: 2009. С. 204-213.
  86. Теоретическое пространство древнерусских нотированных рукописей        Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Материалы международной научно-практической конференции. 27-29 ноября 2008 г. Часть 2. Ред.-сост. М.В. Воротной. СПБ., Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – С. 30-35.
  87. Ранние Ирмологии Троице-Сергиевой Лавры    Вестник ПСТГУ, серия V. Музыкальное искуство христианского мира. М.: изд-во ПСТГУ, 2009 – с. 7-16
  88. Песня «С няней» М.П. Мусоргского в «свободном музыкальном пересказе»           Из фондов Кабинета рукописей РИИИ. Вып. 5. Сост.-ред. И.В. Копытова. – СПб.: изд. РИИИ, 2010 – С. 51-59.
  89. Извещение о согласнейших пометах        Православная энциклопедия. Т. XXI. М., изд. Православная энциклопедия, 2009. – С. 554-556.
  90. «Имена знамению»  Православная энциклопедия Т. XXII. М., 2009. - С. 382-383.
  91. «Имена попевкам»   Православная энциклопедия Т. XXII. М., 2009. - С. 383.
  92. Знаменный распев: закономерности интонационного воплощения   Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского // Научные труды МГК. Сборник 64. Ред.-сост. Скурко Е.Р., Е.И. Чигарева. – М.: изд. МГК, 2009 – с.194-200.
  93. Древнерусские распевы: многообразие музыкальных интерпретаций           Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Материалы международной научно-практической конференции. 10-12 декабря 2009 г. Часть 2. Ред.-сост. М.В. Воротной. СПБ., Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 47-52.
  94. Письма Н.Н. Римской-Корсаковой к детям (по письмам к М.Н. Римскому-Корсакову)      Н.А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы Международной музыковедческой конференции. Сост. Л.О. Адэр. – СПб., изд. СПбГМТМИ, 2010. – С. 6-11.
  95. Ирмосы в музыкально-теоретических руководствах XVII века          Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 22-29.
  96. Октоих в рукописи Елисея Вологжанина           Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПб., 2010. – С. 22-28.
  97. Знаменная нотация  XV века         Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. Сост. и научн. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПб., 2010. – С. 67-77.
  98. М.О. Штейнберг: первый год в Ташкенте           Opera musicologica 2011, № 1(7). – С. 24-39.
  99. «Парад на Царицыном лугу» Г.Г. Чернецова: галерея музыкальных деятелей 1830-х годов            Вестник Башкирского университета. 2011 № 2 том 16. С. 391-396.
  100. Певческие «соборнички» первой половины XVII века //Гимнология. Вып. 6. Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика. Сост. И.Е. Лозовая. – М.: МГК, 2011.- С. 249-262. –
  101. Музыкальное оформление мейерхольдовской постановки «Ревизора»          Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Ч. II. СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
  102. Музыкально-теоретические руководства в рукописях Троице-Сергиевой Лавры    Theorie und Geschichte der Monodie. Band 3. Brno, 2011. - P. 117-128.
  103. Мелодические украшения как элемент древнерусской монодии         XVI Царскосельские чтения. Материалы междунар. научной конференции. 24-25 апреля 2012. Том III. – СПб, ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 253-256.
  104. Глюк и Пиччини, зачеркнутые Римским-Корсаковым  Музыка: задуманное, забытое, возвращенное... Сб. научных статей / Сост. и отв. ред. З.М. Гусейнова, Г.А. Некрасова. СПб.: Изд. Политехн. ун-та, 2012.-С. 176-193.
  105. Die Theotokia und Kreuzteotokia aus den Menaionbüchern als Gesangszyklus     Theorie und Geschicte der  Monodie / Band 6 — Brno, 2012.— S. 197-219.
  106. Знаменный распев в теории и практике обучения в Средневековой Руси    Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси: Междисциплинарный подход: Материалы международного симпозиума третьей сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / Ред.-сост. В. И. Адищев. - Великий Новгород; Пермь, 2012. С.139-146.
  107. Нотированный канон Василию Блаженному: о системе подобия в древнерусских рукописях             Старинная музыка. 2012. № 3-4. С. 19-25.
  108. Теория фитного пения в конце XVI века Opera Musicologica. 2012 № 3. С. 4-14
  109. Петербург и его серенады в творчестве А.С. Даргомыжского К 200-летию со дня рождения А.С. Даргомыжского (1813-2013). Альманах. Отв. ред. И.А. Кудряшова— Тула: изд. ТКИ им. А.С. Даргомыжского, 2013. С. 132-137.
  110. Проблемы церковной монодии     MUSICUS 2012 № 4. С. 49-58
  111. «Авторские» музыкально-теоретические руководства 17 века            Учебный справочник. СПб.: Изд. Политехнического ун-та, 2013.
  112. Нотированные каноны в Стихираре конца XVI века. Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 37–49.
  113. Из истории первых публикаций об А. С. Даргомыжском        Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2013, № 4. С. 17–23.
  114. Традиции изучения отечественной музыкальной культуры в Санкт-Петербургской консерватории          Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862-2012. — СПб.: изд. Политехнического университета, 2013. С. 55-60.
  115. Об Олеге Федоровиче Шульпякове          MUSICUS. 2014 № 4 (36). — С. 38
  116. «Могучая кучка» в документах Н. Н. Римской-Корсаковой     Наследие: XVIII–XIX века: сб. статей, материалов и документов. Вып. II. — М.: МГК, 2013. С. 345-351.
  117. Первичные и вторичные тексты нотированной рукописи       Музыкальная археография-2013. Сб. статей. Сост. Н. В. Заболотная — М.: РАМ имени Гнесиных, 2013. — С. 83-100.
  118. Орнаментика в пространстве знаменного текста. Музыка и музыкальное образование  в Средневековой Руси. Материалы всероссийского (с международным участием) симпозиума четвертой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. Ред.-сост. В. И. Адищев. —Курск-Пермь: Книжный формат, 2014. — С. 52-62.
  119. Sticheraria und “Prazdniki”: zur Geschichte der Spaltung des Buches       Theoirie und Geschichte der Monodie. Band 1. Red. M. Czernin, M. Pischlöger. — Brno: Tribun EU, 2014. — S. 329-377.
  120. «Светильны на царьския праздники» как певческий цикл       Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 115-124.
  121. Древнее церковное пение:  современные аспекты изучения    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота,. 2014. № 12. Ч. 2. С. 39-41. ISSN 1997-292Х.
  122. Пушкинские герои в опере Н. А. Римского–Корсакова «Моцарт и Сальери» «до» и «после» редактирования        Вестник Башкирского университета. Т. 19, 2014. № 3.С.1012-1015.
  123. Певческие энциклопедии конца XVI - начала XVII века как отражение музыкальных тенденций своего времени.            Манрусум. Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки. Международный музыковедческий сборник. Том IV. Отв. ред. и сост. А. Аревшатян. Ереван: Гос. центр Арм. духовной музыки, 2013. С. 226-239.
  124. О книге и о человеке           Musicus (Музыкальный). Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова 2014. № 2 (38). С. 9-12.
  125. Из недавнего прошлого Консерватории…          MUSICUS. 2015 № 1 (41). С. 3-4.
  126. Они вернулись         MUSICUS. 2015 № 2 (42). С. 3-10.
  127. Фрагментарное невменное нотирование в рукописях XV века           Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 148-157.
  128. Древнерусская крюковая нотация XV века: преобразования и новации        Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015 том 15 № 3. С. 84-90.
  129. Материалы к биографии Н. А. Римского-корсакова (по письмам Н. Н. Римской-корсаковой к Н. Ф. Финдейзену)   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 2. С. 71-74. ISSN 1997-292Х.
  130. Н.А. Римский-Корсаков в письмах Н.Н. Римской-Корсаковой.          Искусство музыки. Теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. ISSN: 2307-5015 2015 № 13 С. 96-107.
  131. Двойная функция стихир преподобному Сергию Радонежскому Беседы о преподобном Сергии.Материалы междунар. научно-практической конференции «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского». 8–10 октября 2014 года РИИИ. Сост. и ред. Н.С.Серегина СПб.: РИИИ, 2014. С. 54-55.
  132. «Кащей Бессмертный»: рукописи композитора  Мусоргский и Римский-Корсаков: две грани великого содружества. Сборник статей и материалов. Ред.-сост. З. М. Гусейнова, Г. А. Некрасова. С. 162-179.
  133. «Ключ знаменной» инока Христофора в системе обучения церковному пению      История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост. К. В. Зенкин, В. И. Адищев. — М., Пермь: Книжный формат, 2016. 235 с. С. 121-127.
  134. Служба Св. Параскеве Сербской в Лаврских стихирарях         Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016 № 2 (64). С. 98-103
  135. Списки Стихов покаянных в рукописях Троице-Сергиевой Лавры   Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 36-47.
  136. Die Desonderheiten der Znamennaja Notation um die Wende vom 15. Zum 16. Jahrhundert            Theoirie und Geschichte der Monodie. Band 8. Red. M. Czernin, M. Pischlöger. — Brno: Tribun EU, 2016. — S. 173-211.
  137. Возможные стилевые решения песнопений Стихираря минейного (на примере славника святому князю Владимиру)            Тысячелетие почитания святого равноапостольного князя Владимира. Коллективное исследование. Сост. и отв. ред. Н.С. Серегина. — СПб.: РИИИ, Петрополис. 2016.— С. 97-102
  138. «Симфония» М. И. Чайковского (о работе драматурга-либреттиста)  П. И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. Вып. 3. Сост и научн. ред. П. Е. Вайдман. — М.: Театралис, 2015. — 360 с. — С. 132-139.
  139. Искусство Н. А. Римского-Корсакова и его современников в письмах Н. Н. Римской-Корсаковой к сыну  Из фондов кабинета рукописей Российского института истории искусств: Сообщения. Публикации. Обзоры Вып. 6 / Сост.и отв.ред. Г.В.Копытова. СПб. : Российский институт истории искусств, 2016. — 354 с. С. 139-198.
  140. Октябрьский минейный Стихирарь как автономная нотированная книга    Музыкальная археография — 2015: Сб. статей (Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси», 19–21 ноября 2014 г.) /Сост. и науч. ред. Н.В.Заболотная, И.П.Шеховцова. — М.:РАМ имени Гнесиных, 2017.— 342 с. –с. 105-116.
  141. Многораспевность в древнерусском церковном пении: аспекты изучения   Opera musicologica. Научный журнал СПбГК. – 2017. № 1 (31). – С. 5-14.
  142. Сведения по теории церковного пения в рукописи протопопа Мефодия (1647) Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 2 (26). С. 98-110
  143. Петербургский университет в жизни Римских-Корсаковых (по личным письмам членов семьи)            Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. Том 7. Выпуск 3. 2017. С. 296-303
  144. Авторы и авторитеты в теории древнерусской музыки            Гимнология. Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. Сб. статей/ отв. ред. И.Е.Лозовая  М: МГК, 2017. 495 с. С. 186-193.
  145. «Петербургский шлейф» в музыке русской эмиграции». ПЕТЕРБУРГ В ДИАЛОГЕ С КУЛЬТУРНЫМИ СТОЛИЦАМИ ЕВРОПЫ. Тезисы и материалы Международной научной конференции 13-15 ноября 2017 г. Изд-во: Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург). СПб: РИИИ, 2017
  146. Стихиры-образцы в традиции канонического церковного пения       Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. 308 с. С. 237-240.
  147. «Блуждающая фугетта» (Н. А. Римский-Корсаков в работе над «Моцартом и Сальери»)            Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь-исследование. Т. 14: XIX век. 1801-1861. Материалы к энциклопедии. Отв. ред и сост. Н. А. Огракова. — СПб.: РИИИ, Композитор-Санкт-Петербург, 2017. 360 с. С. 68-78.
  148. Семья Римских-Корсаковых в 1925 году. MUSICUS 2017 № 4. С. 35-38.
  149. Цикличность как прием художественной организации древнерусских песнопений (на примере стихир «на целование»)  Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 6. Сост. и ред. М. С. Егорова, Е. В. Плетнева. СПб: Скифия-принт, 2017. 184 с. С. 119-123.
  150. Терминология церковно-певческих рукописей XV–XVII веков Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018 № 1 (24). С. 40-49.
  151. Стихирарь минейный конца XVI века: аспекты изучения. По рукописи Троице-Сергиевой Лавры № 427. Исследование.         СПб.: Скифия-принт, 2018. 316 с.
  152. События 1917 года в переписке семьи Римских-Корсаковых. Журнал Общества теории музыки. Вып. 2018/ 1 (21). С. 32-42.
  153. Самогласны Стихираря минейного второй половины XVI века. Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 3 (31). С. 66-78.
  154. Задачи и перспективы издания крюковых рукописей. Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3: в 2 т. Том 1. / Ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2018. 1008 с. С. 41-52.
  155. П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков: первая публикация переписки. VI Международная научная конференци «Философия и культура информационного общества». Тезисы. СПб.: изд. ГУАП, 2018. С. 155-156.
  156. Обучение певчих в обителях Вологодчины (по рукописям Вологодского собрания Российской государственной библиотеки). История музыкального образования: новые исследования / Научный совет по проблемам истории муз. образования. Ред.-сост. В. И. Адищев, М. Г. Долгушина. Вологда, Пермь: Изд-во Вологодского университета, 2019. С. 266-273.
  157. Терминологическая система русских музыкально-теоретических руководств XVII века. Термины, понятия и категории в музыковедении / Тезисы докладов Четвертого международного конгресса Общества теории музыки. Казань: Артифакт, 2019. С. 75.
  158. «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова: от текста сказки — к оперному тексту. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Искусствоведение. 2019. Т. 9. Вып. 3. С. 608-619.
  159. Древнерусское певческое искусство: вопросы публикации рукописей. Проблемы и методы изучения старинной музыки : сб. ст. по материалам междунар. конф. 5–6 декабря 2014 года.  СПб: Скифия-принт, 2019.  С. 17-24.
  160. Фитники середины XVII века как отражение музыкально–теоретической мысли своего времени (по рукописи РГБ собр. Одоевского № 1). Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып 4. С. 36–52.
  161. Петербургское музыкальное наследие русской эмиграции. Музыка: задуманное, забытое, возвращенное...2. Ред-сост. Гусейнова З.М., Некрасова Г.А. СПб: Изд. СПбГК, 2019.
  162. Terminological system in Russian musical-theoretical manuals of XVII century. Термины, понятия и категории в музыковедении. Четвертый международный конгресс Общества теории музыки. Тезисы докладов. Казань: Артифакт, 2019. С. 167.
  163. Music pedagogy of Ancient Russia. Materials of the International Conference “Process Management and Scientific Developments” // Birmingham, United Kingdom, January 16, 2020. Birmingham: Scientific publishing house Infinity, 2020. P. 102-106.
  164. Исторические и теоретические сведения в «Указе о подметках» (по списку РГБ ф. 379 № 1). Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 3 (38). С. 36-50.
  165. Опыт систематизации попевок в кокизниках середины XVII века (по материалам рукописи РГБ. Ф. 210. № 1). Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 7. Сост и научн. ред. М. С. Егорова, А. Н. Кручинина. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 7-13.
  166. Знаменная нотация XVII века и ее отражение в музыкально-теоретических руководствах. Церковное пение: Традиции и современность : материалы круглого стола в рамках Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» (26 мая 2020 г., Санкт-Петербург) / ред.-сост. Е. В. Плетнева. СПб.: Астерион, 2020. С. 12-18.
  167. Рецензия на статью Левона Акопяна «Глас и осмогласие: идея и воплощения». Музыкальная академия. 2020 № 3 (771). С. 23-25.
  168. Терминологическая система русских музыкально-теоретических руководств XVII века. Термины, понятия и категории в музыковедении: материалы IV Международного конгресса Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 г.) /Казанская государственная консерватория; Московская государственная консерватория. Казань, 2020.
  169. Текст и научный комментарий в музыкально-теоретическом руководстве середины XVII в. Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 4. Том 1. / ред.-сост. С. И. Хватова. Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.»., 2020. С. 57-70.
  170. Русская «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова: продолжение сказочной традиции. Временник Зубовского института 2020 № 3. С. 45–56.
  171. Материалы Иоанна Шайдура в рукописях собрания Д. В. Разумовского последней четверти XVII в. Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 8. Сост и научн. ред. М. С. Егорова, А. Н. Кручинина. СПб.; Саратов : Амирит, 2020. С. 403-419.
  172. «Гамлет» П. И. Чайковского: симфоническое и сценическое претворение трагедии У. Шекспира. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (72), 2021). С. 43–54.
  173. Контаминированные типы музыкально-теоретических руководств XVII века. Вестник ПСТГУ. Серия V. 2021. Вып. 42. С. 34–47.
  174. Структурно-аналитические воззрения мастеров церковно-певческого искусства. Десятый Европейский конгресс по музыкальному анализу: Тезисы докладов = Tenth European Music Analysis Conference: Abstracts / ред.-сост.: К. В. Зенкин и др. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. С. 68-70.
  175. Кокизник-толкование: опыт теоретического комментария. Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 9: Новые направления в современной музыкальной медиевистике: в поисках метода: Сб. статей по материалам Ежегодного международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» 2020 г. / сост. и науч. ред. М. С. Егорова, А. Н. Кручинина; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Амирит, 2021. С. 39-53.
  176. Теоретический кодекс середины XVII в. как феномен церковно-певческого искусства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Т. 11. № 4. С. 589-606.
  177. «Взыскание премудрости» в церковно-певческом искусстве середины XVII века. История музыкального образования: новые исследования: материалы Всерос. с междунар. участием науч. семинара восьмой сессии Науч. совета по проблемам истории муз. образования / ред.-сост.: В. И. Адищев, Г. А. Денисова. Екатеринбург; Пермь, Альфа Принт, 2022. С. 65-71.

Редакционная работа:

  1. Сольфеджио: вчера, сегодня, завтра... Интервью с Л. М. Масленковой. Вед. З. М. Гусейнова. Musicus. 2011 № 1 (25). С. 41-43.
  2. Шендерович С.С. Комсомольско-молодежный ансамбль Ленинградской консерватории (из воспоминаний). Публ. З. М. Гусейновой. Musicus. 2013 № 3 (34). С. 29-33.
  3. Разговор не о себе. Интервью с М. Х. Гатваргом. Вед. З. М. Гусейнова. Musicus. 2014 № 4 (40). С. 3-6.
  4. Асафьев Б. В. Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны. Ред. З.М.Гусейнова. Musicus. 2015 № 4 (44). С. 3-8.

Интернет-сайт: https://sites.google.com/site/gusejnovazm/home/

Prof. Zivar Gusseynova holds the degree of doctor of arts, the highest research degree in Russia, and is the vice-chancellor for research at the St Petersburg Conservatory and the head of the department of the history of Russian music. Z. Gusseynova studied the history and theory of music, in 1975 received her first degree from the Leningrad Conservatory, continued her studies there (under Prof. M. Mikhaylov’s supervision) and in 1980 gained her next academic degree. In 1996 she earned a senior doctorate (doctor of arts) with a thesis on Alexander Mezents’s Izveshcheniye and the 17th century music theory. She has published more than a hundred articles on early and classical Russian music. Z. Gusseynova has participated in international conferences in Russia and abroad