Заслуженный профессор (1912), ректор (1922–1928)
ГЛАЗУНОВ, Александр Константинович (прозвища — Глазун, Самсон, Самсоныч, Орёл Константинович) (29 июля / 10 августа 1865, Санкт-Петербург – 21 марта 1936, Париж, захоронен на кладбище Нейи (Nouveau cimetière de Neuill); 14.10.1972 перезахоронен в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры) ― композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Заслуженный профессор (1912). Почетный член Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО, 1909). Народный артист Республики (1922). Потомственный дворянин. Награжден серебряной медалью Петербургской Академии наук по случаю празднования 100-летия А. С. Пушкина (1899). Был отмечен «Высочайшей Его Императорского Величества благодарностью по случаю 50-летнего юбилея консерватории» (1912). Награжден французским Орденом Почетного Легиона (1916).
Член Королевского филармонического общества в Лондоне (Royal Philharmonic Society, 1897). Почетный вице-президент Русского симфонического общества в Англии (Russian symphony society, 1906). Доктор музыки honoris causa Кембриджского и Оксфордского университетов (1907). Член-корреспондент парижской Академии наук (Académie des sciences). Почетный член итальянской Академии Санта Чечилия (Accademia Nazionale di Santa Cecilia, ныне — Национальная академия Св. Цецилии). Почетный профессор Королевской венгерской академии музыки (Königlich-Ungarische Musikakademie, ныне Музыкальная академия Ференца Листа, Liszt Ferenc Zeneművészeti Egyetem). Почетный член Всероссийского профессионального союза оркестровых деятелей (1918). Почетный член Берлинской академии наук (1922). Почетный профессор парижской Русской консерватории (1924, с 1931 ― Парижская русская консерватория имени С. Рахманинова, Le conservatoire russe de Paris Serge Rachmaninoff).
Член дирекции Санкт-Петербургского отделения ИРМО (1899). Уполномоченный член Главной дирекции ИРМО от Кишиневского отделения (1900–1905). Член Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов (1904–1917) совместно с Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Лядовым; с 1907 — совместно с Н. В. Арцыбушевым и Я. Витолсом. Член исполнительного комитета Петербургского союза оркестровых деятелей (1905). Почетный председатель Художественного совета (1924), член Художественно-политического совета (1926) Ленинградской филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича).
Один из представителей русской музыкальной культуры эпохи романтизма рубежа XIX–ХХ вв., связующее звено между Новой русской школой (по выражению В. В. Стасова, «Могучей кучкой») и музыкой ХХ века. Являясь младшим современником М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, стал преемником традиций, которые сформировались в творчестве этих композиторов.
Первые музыкальные впечатления связаны с домашним музицированием. Отец играл на скрипке, а мать — на фортепиано (брала частные уроки у Т. Лешетицкого, М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова). Отец композитора — К. И. Глазунов — купец, книготорговец и книгоиздатель, получил титул дворянина в 1882, в ознаменование 100-летнего юбилея издательской фирмы «И. Глазунов».
Обучение музыке Глазунова началось в 9 лет. Его учителями по фортепиано в разное время были Л. Ф. Книна, Н. Г. Холодкова, Н. Н. Еленковский (ученик А. Дрейшока). Существенное влияние на художественное мировоззрение оказал М. А. Балакирев, личное знакомство с которым состоялось в начале 1879. С конца 1879 начались систематические занятия по гармонии, контрапункту, музыкальной форме и инструментовке с Н. А. Римским-Корсаковым.
В 1877 поступил в частное Реальное училище Гавловского; обучался в Петербургском 2-м реальном училище (1878–1883).
В марте 1882 в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением М. А. Балакирева состоялась премьера Первой симфонии ор. 5, по выражению Ц. А. Кюи, «произведение изумительное, пугающее даже преждевременной зрелостью». С этого момента начался отсчет многолетней дружбы Глазунова с меценатом, страстным меломаном, неутомимым пропагандистом русской музыки М. П. Беляевым. В ноябре 1882 в камерном концерте Санкт-Петербургского отд. ИРМО впервые исполнен Первый квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели ор. 1 (исполнители — Л. Ауэр, И. Х. Пиккель, И. Вейкман, А. В. Вержбилович). На концерте присутствовал А. Г. Рубинштейн, который лично вывел юного автора на эстраду, чтобы представить его публике.
В 1884 состоялась первая заграничная поездка Глазунова по городам Германии, Франции и Испании, предпринятая по инициативе М. П. Беляева. Важным событием стало знакомство в Веймаре с Ф. Листом, которому позже композитор посвятил Вторую симфонию ор. 16 и Элегию для виолончели и фортепиано ор. 17. Тогда же, 14 мая, в рамках Allgemeine deutsche Musikverein (Всеобщий немецкий музыкальный союз) состоялась зарубежная премьера Первой симфонии под управлением К. Мюллера-Гартунга.
Существенную роль в росте популярности произведений молодого автора за границей сыграли Русские симфонические концерты, организованные, по совету П. И. Чайковского М. П. Беляевым (исполнение в каждом концерте сочинения Глазунова было непременным условием). Благодаря этим концертам произведения композитора часто исполнялись за рубежом и прочно вошли в репертуар европейских оркестров. В июне 1889 года во время Всемирной выставки в Париже Глазунов продирижировал симфонической поэмой «Стенька Разин» ор. 13 и Второй симфонией. Расширились его творческие контакты — познакомился с Ж. Массне, Л. Делибом, Л. Бурго-Дюкудре. В 1892 специально для Всемирной выставки в Чикаго написал Торжественный марш, посвященный памяти Х. Колумба.
1894 — время тяжелой болезни и сильнейшего нервного потрясения, наложивших отпечаток на дальнейшую судьбу. Выходу из кризиса способствовала поездка в Германию (1895): в Лейпциге он был на представлении «Фиделио» Л. Бетховена, в Дрездене прослушал цикл вагнеровских опер. С этого времени Глазунов пересмотрел свои творческие позиции. Увлечение оркестровыми принципами Р. Вагнера, тесное общение с С. И. Танеевым и музыкальным критиком Г. А. Ларошем раздвинули рамки его художественного мышления. В образной сфере его сочинений усилилось лирическое, но в то же время и интеллектуальное начало. Определилась и жанровая доминанта — преобладающими в его творчестве стали симфония, балет, концерт, струнный квартет.
С 1896 Глазунов систематически выступал в качестве дирижера — в разных городах в симфонических концертах ИРМО, «Русских симфонических концертах М. П. Беляева», «Концертах А. Зилоти». Приглашали Глазунова и заграничные концертные организации (1903, 1907). Он посетил Голландию, Англию, Швецию, Бельгию, Францию, встречался с музыкальными деятелями этих стран, имел возможность познакомиться с зарубежными новинками. Под его управлением звучали собственные сочинения, а также сочинения композиторов «Могучей кучки», симфонии Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шумана, произведения И. С. Баха, Ф. Листа, Г. Берлиоза.
Рубеж столетий — время творческой зрелости и расцвета композиторского дарования. В эти годы им были завершены одни из самых масштабных и значительных симфонических полотен — несколько симфоний (Пятая, 1895; Шестая, 1896; Седьмая, 1902; Восьмая, 1906), сочинения для оркестра («Восточная сюита», 1895; «Торжественная увертюра», 1900; сюита «Из средних веков», 1902; Скрипичный концерт, 1904; музыка к драме О. Уайльда «Саломея», 1908; «Финская фантазия», 1909), балеты («Раймонда», заказ Дирекции Императорских театров, 1897; «Барышня-служанка», 1898; «Времена года», 1899). В среде самых авторитетных русских музыкантов и критиков имя Глазунова заняло равноправное место среди выдающихся мастеров-симфонистов.
В Консерватории: член экзаменационной комиссии (1898) кл. специальной теории Н. А. Римского-Корсакова и Н. Ф. Соловьёва; сверхштатный профессор 2-й степени кл. специальной теории (1899); заведующий кл. специальной инструментовки (1900); директор (1905), ректор (1922–1928); профессор 1-й степени (1909, присужден диплом на звание свободного художника); член комиссии по перестройке Большого зала (1910–1912); заслуженный профессор (1912).
Педагогическая деятельность Глазунова в Консерватории длилась почти 30 лет, на протяжении которой он вел следующие предметы: партитурное чтение (с 1899), инструментовка (с 1900), гармония, контрапункт, фуга, музыкальная литература (с 1920), класс камерного ансамбля (с 1923), дирижерский класс.
В марте 1905 года, узнав об увольнении Н. А. Римского-Корсакова из состава профессоров, Глазунов вместе с А. К. Лядовым подали в Дирекцию Санкт-Петербургского отделения ИРМО заявление об уходе. Но уже в декабре, на заседании Художественного совета Консерватории, Глазунов единогласно был избран ее директором. Работа на этом ответственном посту отнимала много сил и времени. М. О. Штейнберг не раз повторял слова, сказанные однажды Н. А. Римским-Корсаковым: «Прежде придешь, бывало, к Александру Константиновичу поговорить о трубах, о фаготах, о музыкальной форме и т.д., а теперь его интересуют больше водопроводные трубы, нежели оркестровые» (Цит. по: Штейнберг М. О. А. К. Глазунов. Воспоминания о нем и его письма // Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х тт. / ред. колл. Ю. В. Келдыш, А. В. Оссовский, Э. Э. Язовицкая, М. О. Янковский. Т. 2. Л.: Музгиз, 1960. С. 18). За время его управления в консерватории многое изменилось:
1) увеличилось количество учащихся и изменился их состав;
2) уменьшилась плата за обучение;
3) организована касса взаимопомощи нуждающимся учащимся;
4) увеличилась сумма вознаграждений и пособий служащим;
5) пересмотрен Устав консерватории;
6) пересмотрены учебные программы, экзаменационные требования, метод проведения лекций и практических занятий;
7) обновился педагогический состав, за счет привлечения выпускников консерватории и крупных специалистов из других российских городов;
8) упорядочена работа оркестрового, дирижерского, квартетного и классов специальной теории и сольного пения;
9) разработано положение о библиотеке (студенты получили доступ к книжным и нотным изданиям).
У нового директора сразу же установился хороший контакт с учащимися. По утверждению Н. А. Римского-Корсакова и прессы, консерваторская молодежь его «обожала». Она видела в нем не только большого художника, высочайшего эрудита в области музыки, но и принципиального, великодушного, внимательного старшего товарища. Глазунов знал каждого студента, присутствовал на всех ученических вечерах и экзаменах. В сохранившихся экзаменационных листах специальных и обязательных предметов Консерватории содержатся пометы-памятки Глазунова, касающиеся его оценки уровня исполнения: «в передаче появляются чисто витруозные качества, отличающие концертного солиста от хорошего исполнителя музыканта» (об А. В. Гауке. Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2-х т. / ред. колл. Ю. В. Келдыш, А. В. Оссовский, Э. Э. Язовицкая, М. О. Янковский. Т. 2. Л.: Музгиз, 1960. С. 457), «в смысле художественно-технической дисциплины большой сдвиг вперед» (о П. А. Серебрякове. Там же. С. 460), «передача музыкальная, осмысленная, прочувствованная и полная огня. Иногда пересаливает в силе звука» (о Г. Г. Нейгаузе. Там же. С. 459) и др. Некоторые характеристики поражают тонким чувством предвидения: «гениальное дарование» (о Я. Хейфеце. 1910 г. Там же. С. 461), «самобытный виртуоз нового типа, с своеобразной техникой» (о С. Прокофьеве. 1914 г. Там же. С. 460), «яркое, выдающееся творческое дарование. В музыке много фантазии и изобретательности. Находится в периоде искания. Переводится в класс свободного сочинения» (о Д. Д. Шостаковиче. 1925 г. Там же. С. 461)
Несмотря на всю напряженность и сложность работы в 1910-е годы на посту директора, Глазунов продолжал принимать участие в музыкально-общественной жизни Санкт-Петербурга. Он председательствовал в Обществе музыкальных собраний, состоял членом Общества музыкальных деятелей и педагогов, Художественного совета Общества ценителей камерной музыки, по-прежнему вел работу в Попечительном совете для поощрения русских композиторов и музыкантов. Однако в композиторской деятельности Глазунова наступил заметный спад, среди наиболее значительных сочинений — Фортепианные концерты ор. 92 и ор. 100, «Финские эскизы» ор. 89 и «Карельская легенда» ор. 99 для оркестра.
В 1918 начался новый этап в жизни Консерватории. Согласно декрету Совета народных комиссаров от 12 июня учебное заведение получило автономный статус и было приравнено в правах к университетам. В связи с этим вновь возникла необходимость в пересмотре Устава, учебных планов, штата служащих. Введено бесплатное обучение. С 1922 значительно расширилась концертная деятельность Консерватории.
В 1923 проведена реформа, в результате которой образовалась трехуровневая система обучения — школa (I ступень), техникум (II ступень) и вуз (III ступень). Помимо этого был введен специальный академический курс, где после окончания вуза совершенствовались особо одаренные выпускники (в 1926/1927 был реорганизован в аспирантуру).
Были открыты: Оперная студия (дата не установлена), кафедра церковного пения (дата не установлена), инструкторское отделение (с 1925 — инструкторско-педагогический ф-т) и научно-музыкальное отделение (в 1928 переименовано в музыковедческое).
Увеличилась исполнительская и педагогическая практика студентов. Однако, в то же время обострились разногласия между профессорами академического направления (группа Римского-Корсакова), к которым принадлежал Глазунов, и группой, возглавляемой Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, приверженцами модернистского течения. Вместе со своими единомышленниками они отстаивали идею максимального сближения теории с творческой практикой, стремились к более широкому охвату явлений разных эпох и народов для их изучения и анализа, активно пропагандировали творчество современных композиторов Запада — П. Хиндемита, А. Берга, А. Шёнберга. Столкновение этих двух программ («глазуновской» и «асафьевской») привело к чрезвычайно трудно разрешимым внутренним противоречиям.
В этот период Глазунов сочинял мало, преимущественно для фортепиано (4 прелюдии и фуги, 1918; фантазия в 4 руки, 1920; 4 прелюдии, 1923; «Идиллия», 1926). С гораздо большим увлечением он занимался в этот период музыкально-пропагандистской и дирижерской деятельностью. Почти ни одно культурное мероприятие не проходило без его участия. Торжественные концерты, посвященные 100-летию восстания декабристов, 100-летию со дня смерти Л. Бетховена, симфонические собрания памяти Ф. Шопена, А. Г. Рубинштейна, А. С. Пушкина, М. П. Беляева, А. Н. Есиповой, В. В. и Д. В. Стасовых проходили под председательством Глазунова, в некоторых он выступал и как дирижер.
В 1924 Глазунов был утвержден Почетным председателем Художественного совета, а чуть позже членом Художественно-политического совета Ленинградской филармонии. Активное участие Глазунов принимал в жизни оперных театров (в работе Коллегии управления театрами), был почетным председателем многих обществ, съездов, комитетов.
Нередко Глазунов выступал в качестве дирижера перед широкими массами слушателей — в рабочих клубах, красноармейских казармах, в оперно-концертной группе Балтфлота; в летние сезоны в «Садах отдыха» Павловска и Сестрорецка. В 1920 он возглавил шефскую комиссию по художественному обслуживанию Красной Армии и ведению культурно-просветительной работы в массах. Его концертные выступления проходили не только в Ленинграде и Москве, но и в городах на Кавказе, в Украине, Крыму, Прибалтике. Последняя для Глазунова концертная поездка по югу страны (Ростов-на-Дону, Киев, Харьков, Одесса) состоялась в 1927 году.
В период работы в Консерватории состоялось празднование 25-летнего юбилея творческой деятельности (1907); к 50-летию консерватории (1912) Глазунов сочинил Прелюдию-кантату для солистов, хора и оркестра; организовал фонд своего имени.
Глазунов организовал лазарет для раненых воинов-участников Первой мировой войны и был ответственным лицом за его содержание (1914–1915). В 1919 чествовалось 20-летие его пребывания на посту профессора Консерватории. В 1920 в фойе Малого зала установили скульптурный бюст Глазунова работы М. Г. Манизера; Малому залу присвоено имя Глазунова. В 1922 праздновался 40-летний юбилея творческой деятельности, в 1926 — 20-летия директорства.
В 1928 Глазунов выехал в Вену на Международный конкурс имени Ф. Шуберта в качестве представителя Советского Союза и председателя конкурсного комитета-жюри по СССР и обратно не вернулся. В 1929–1936 проживал в Париже. В этот период он совершил несколько концертных турне — в Испанию, Португалию, Англию, Америку, Польшу, Чехию, Голландию, Германию. В программы концертов композитор включал Четвертую и Седьмую симфонии, сюиту «Из средних веков», Второй фортепианный концерт, а также сочинения М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова. Из числа произведений, написанных в этот период, следует назвать Седьмой квартет ор. 107 и Квартет для 4-х саксофонов ор. 109 bis, Концерты для виолончели (ор. 108) и для саксофона (ор. 109) с оркестром.
Нотография
Хронологический перечень сочинений // Ганина М. М. Александр Константинович Глазунов. Л., 1961. С. 353–375; Язовицкая Э. Э. Хронограф сочинений А. К. Глазунова // Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. / ред. колл. Ю. В. Келдыш [и др.] Т. 2. Л., 1960. С. 466–537.
Библиография
Сочинения: Статьи, воспоминания, высказывания // Ганина М. М. Александр Константинович Глазунов. Л., 1961. С. 375–377.
Основная литература: Гиппиус Е. В. Консерватория за годы революции (Из беседы с А. К. Глазуновым) // Жизнь искусства. 1924. № 2. С. 27. Прим.: ст. опубл. под псевд. Ге Е.; Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. / ред. колл. Ю. В. Келдыш [и др.] Т. 1. Л., 1959. 555 с.; Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. / ред. колл. Ю. В. Келдыш [и др.] Т. 2. Л., 1960. 569 с.; Ганина М. М. Александр Константинович Глазунов. Л., 1961. 390 с.; Оссовский А. В. Александр Константинович Глазунов // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894–1912) / общ. ред. Ю. А. Кремлева. Л., 1971. С. 317–343; Келдыш Ю. В. Глазунов Александр Константинович // Музыкальная энциклопедия: [в 6-ти т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 993–998; Асафьев Б. В. А. К. Глазунов // Асафьев Б. В. О музыке ХХ века / ред. А. Н. Дмитриев. Л., 1982. С. 5–31; Глазунов Александр Константинович // Исторические кладбища Петербурга: справочник-путеводитель. СПб., 1993. С. 189; Фатыхова Э. А. Н. А. Римский-Корсаков — преподаватель теории музыки (по ученическим тетрадям А. К. Глазунова) // Римский-Корсаков: сб. ст. / отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб., 2008. С. 170–192; Куницын О. И. Глазунов. О жизни и творчестве великого русского музыканта. СПб., 2009. 736 с.
Иконография
Глазунов А. Проф. консер.: [почтовая открытка (136 х 86). Санкт-Петербург] // Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Глазунов Александр Константинович (слева) и Ауэр Леопольд Семёнович (справа). Фото. Начало XX в. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Глазунов Александр Константинович. Фото в рабочем кабинете в Санкт-Петербургской консерватории. 1912 г. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.
Архивные источники
Об увольнении Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова и их возвращение в консерваторию. 1905 г. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 496а. Л. 1–49; О чествовании 25-летнего юбилея А. К. Глазунова. 1906. ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 537. Л. 1–31; Денежные расписки А. К. Глазунова. 1908–1911 г. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 537. Л. 1–33; Письмо Императорского русского музыкального общества к Г. от 18.11.1909: (извещение об избрании Г. почетным членом Санкт-Петербургского отделения ИРМО; с приложением грамоты). НИОР СПбГК. Инв. № 4318; Протокол заседания специальной комиссии по устройству празднования 50-летия консерватории от 7.03.1912. НИОР СПбГК. Инв. № 3286. Л. 1–4; Главная Дирекция. О всемилостивейших награждениях. 1912–1914. ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 722. Л. 30–31, 33; Письмо А. К. Глазунова к А. К. Герман от 2.05.1913: (о посылке директору Мадридской консерватории Учебника гармонии Н. А. Римского-Корсакова). НИОР СПбГК. Инв. № 4342; ИРМО. Главная Дирекция. Награждение чинами и ходатайства о пенсиях. 1914–1917. ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 791. Л. 25–26; Постановление Совета Народных Комиссаров о присвоении А. К. Глазунову Звания Народного артиста от 6.09.1922. Копия. НИОР СПбГК. Инв. № 4317; Письмо А. В. Луначарского к А. К. Глазунову от 20.03.1923: (поздравление по случаю избрания Глазунова членом Берлинской академии наук). НИОР СПбГК. Инв. № 3111; Письмо А. К. Глазунова к М. О. Штейнбергу от 27.11.1929: (приветствия Глазунова Ленинградской консерватории в связи со 100-летием со дня рождения А. Г. Рубинштейна). НИОР СПбГК. Инв. № 2660.
М. В. Михеева, 2016