Художественное руководство симфоническим оркестром

Вступительные испытания:

  1. Собеседование  (очно).
  2. Творческое испытание (очно).
  3. Профессиональное испытание (очно).

 

1. Коллоквиум: симфонический оркестр.

Вступительное испытание представляет собой работу с оркестром и собеседование.

Работа с оркестром

От поступающего требуется:

В течение 15-20 минут показать работу с оркестром над одночастным произведением или частью циклического произведения (из списка, приведенного ниже), обнаружив при этом владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.


Список произведений для дирижирования оркестром:

  1. В.А. Моцарт - Симфония № 36 "Линцская", часть I.
  2. Л. ван Бетховен - Симфония № 2, часть I, II; увертюра "Эгмонт".
  3. Ф. Лист - Прелюды.
  4. И. Брамс - Симфония № 1, часть IV.
  5. П. Чайковский - Серенада для струнного оркестра; Сюита № 3, часть I; Симфония № 1, часть II.
  6. Н.А. Римский-Корсаков - Шехеразада.
  7. Д. Шостакович - Симфония № 1, часть I.

Собеседование

На собеседовании проверяются:

а) знание литературы по специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, выразительные средства);
б) умение проанализировать произведения, подготовленные для
вступительного испытания по дирижированию;
в) умение сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры. Примерная трудность: Бетховен. Увертюра "Эгмонт"; Симфония № 2, часть II; Симфония № 4, часть II;
г) знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки;
д) слуховые навыки и общая подготовка по сольфеджио и гармонии.

Список музыкальной литературы, знание которой необходимо для собеседования:

  1. И.С. Бах - Бранденбургские концерты №№ 1, 2.
  2. Г. Берлиоз - Фантастическая симфония.
  3. Л. Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 3, 5, 7; увертюры "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора" № 3; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 4, 5;
  4. Концерт для скрипки с оркестром.
  5. Ж. Бизе - Сюита № 1 из музыки к драме "Арлезианка".
  6. А. Бородин - Симфония № 2.
  7. И. Брамс - Симфонии №№ 1-4.
  8. Р. Вагнер - увертюры к операм "Тангейзер", "Летучий голландец", "Риенци", "Нюрнбергские майстерзингеры"; вступления к операм "Тристан и Изольда", "Лоэнгрин".
  9. К. Вебер - увертюры к операм "Вольный стрелок", "Оберон", "Эврианта".
  10. Й. Гайдн - Симфонии №№ 100, 103, 104.
  11. М. Глинка - "Камаринская"; "Вальс-фантазия"; Испанские увертюры.
  12. А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света").
  13. Кл. Дебюсси - "Море".
  14. В. Калинников - Симфония № 1.
  15. Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды", "Тассо"; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
  16. А. Лядов - Восемь русских народных песен; "Волшебное озеро"; "Кикимора".
  17. Ф. Мендельсон - Симфония № 4; увертюры "Фингалова пещера", "Cон в летнюю ночь"; Концерт для скрипки с оркестром.
  18. В.А. Моцарт - Симфонии №№ 39, 40, 41; Маленькая ночная серенада; увертюры к операм "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта".
  19. М. Мусоргский - "Ночь на Лысой горе".
  20. Н. Мясковский - Симфонии .№№ 21, 27.
  21. С. Прокофьев - Симфонии №№ 5, 6, 7; сюиты из балета "Ромео и Джульетта"; Кантата "Александр Невский".
  22. М. Равель - Сюита № 2 из балета "Дафнис и Хлоя".
  23. С. Рахманинов - Симфония № 2; Симфонические танцы; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 и 3.
  24. Н.А. Римский-Корсаков - "Шехеразада"; "Испанское каприччио".
  25. И. Стравинский - балеты "Жар-птица", "Петрушка".
  26. П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 4, 5, 6; "Ромео и Джульетта"; "Франческа да Римини"; "Итальянское каприччио"; Серенада для струнного оркестра; Концерт для скрипки с оркестром; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
  27. Д. Шостакович - Симфонии №№ 1, 5, 8, 10.
  28. Р. Штраус - "Тиль Уленшпигель"; "Дон Жуан".

2. Дирижирование симфоническим оркестром

Исполнение программы (дирижирование под рояль).
От поступающего требуется продирижировать под фортепиано симфоническим произведением.

Примерный список произведений для дирижирования под фортепиано:

  1. Л. ван Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 7 (I и II части), № 5 (II часть); увертюры "Кориолан", "Эгмонт".
  2. А. Бородин - Симфония № 2 (I, III и IV части).
  3. И. Брамс - Симфонии №№ 1, 4 (I и II части).
  4. Р. Вагнер - Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".
  5. К. Вебер - увертюры к операм "Оберон", "Эврианта", "Вольный стрелок".
  6. Й. Гайдн - симфония (по выбору).
  7. А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света")
  8. В. Калинников - Симфония № 1 (I и II части).
  9. Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды".
  10. Ф. Мендельсон - Симфонии № 3 (I и II части), № 4 (II часть); увертюра "Фингалова пещера".
  11. В.А. Моцарт - симфонии (по выбору, отдельные части), увертюры.
  12. М. Мусоргский - Вступление к опере "Хованщина" ("Рассвет на Москва-реке"); "Ночь на Лысой горе".
  13. Н. Мясковский - Симфония № 27 (II часть).
  14. С. Прокофьев - Симфония № 7 (I и II части).
  15. Н.А. Римский-Корсаков - Испанское каприччио.
  16. С. Франк - Симфония ре-минор (I часть).
  17. П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 2, 4, 5 (I и II части), Серенада для струнного оркестра.
  18. Ф. Шуберт - Симфонии №№ 4, 5, 8 (части I, II).

3. Музыкально-теоретическая подготовка: симфонический оркестр

Сольфеджио (письменно и устно)

  1. Записать:
    а) одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
    б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:

а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды и повторить на фортепиано.

  1. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) с листа одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.

Гармония (письменно и устно)

  1. Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный раздел произведения крупной формы. Примерная трудность: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, вступление; П. Чайковский, "Мы сидели с тобой"; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

Фортепиано

От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д. Д. Шостаковича).
  2. Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.