Круглый стол «Проблемы изучения музыкального наследия Соловецкого монастыря»

От 16.09.19 по 16.09.19

Научно-исследовательская лаборатория русской музыкальной медиевистики
имени М. В. Бражникова
Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный монастырь

18.00 (аудитория № 234)

Соловецкая обитель занимает особое место в истории русского монашества и Русской Православной Церкви. С момента основания (1420–1430-е годы) и вплоть до наших дней монастырь оставался символом непрестанного духовного подвига, преодоления «мятежа мира» и торжества веры. Певческое искусство Соловецкого монастыря сохранилось благодаря активной деятельности писцов, редакторов, составителей, работавших в скриптории и создававших уникальный мир соловецких рукописей. Именно манускрипты, хранящиеся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды и Казани, оказываются единственным материалом для воссоздания и реконструкции древнего богослужебного пения. В Санкт-Петербурге хранится более двухсот нотированных рукописей из Соловецкой обители. Их ценность невероятно значима и высока, однако изучение этого собрания, начавшееся в середине XIX века, до настоящего времени является уделом небольшого круга исследователей. Между тем потребность в изучении и освоении монастырской певческой традиции обнаруживается не только в научном сообществе, но, прежде всего, в самой Соловецкой обители. 

В обсуждении проблематики изучения соловецкого музыкального наследия XV–XVIII веков принимают участие:

– регент Братского хора Спасо-Преображенского Соловецкого Ставропигиального монастыря иеродиакон Афанасий;
– кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук Олег Витальевич Панченко;
– кандидат искусствоведения, заведующий Отделом нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки Ирина Федотовна Безуглова;
– доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки Михаил Алексеевич Шибаев;
– кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Библиотеки Российской академии наук, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Флорентина Викторовна Панченко;
– кандидат искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Васильевна Плетнёва;
– кандидат филологических наук, доцент кафедры древнерусского певческого искусства, научный сотрудник Лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова Санкт-Петербургской консерватории Марина Сергеевна Егорова;
– кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник, заведующий Лабораторией русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ Альбина Никандровна Кручинина.

В качестве тем для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

• исследование певческой традиции Соловецкого монастыря на данном этапе развития российской музыкальной медиевистики;
• отражение в научных публикациях аспектов изучения Соловецкого музыкального наследия в настоящее время; 
• круг проблем, оставшийся вне поля зрения исследователей;
• задачи изучения певческих рукописей соловецкой традиции;
• приоритеты исследования: источники, текстология, локальные особенности, историко-культурный контекст и другое;
• усилия специалистов разных профилей, объединяемые для решения сформулированных задач;
• инициирование регулярных публикаций расшифровок песнопений по соловецким источникам;
• эффективность взаимодействия представителей научно-исследовательских организаций с администрацией Соловецкого музея-заповедника и руководством Соловецкого монастыря в лице наместника обители архимандрита Порфирия и братии.


Круглый стол призван стать неформальной встречей единомышленников — историков, источниковедов, филологов, специалистов в области изучения древнерусского певческого искусства, а также всех тех, кому дорого уникальное певческое наследие знаменитой северорусской обители.