Дегтярёва Наталья Ивановна

Музыковедческий факультет
Декан факультета

Ученое звание: доцент

Ученая степень: доктор искусствоведения

Почетное звание: заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2003)

Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1973, музыковедение; ассистентура-стажировка Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в 1976 году

Сведения о диссертациях: «Поздний период творчества Густава Малера» (философско-эстетические особенности симфонической концепции) (1981); «Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии» (2010)

Повышение квалификации: «Современные проблемы теории и истории музыкального искусства», 2010

Общий трудовой стаж с 1977 года

Педагогический стаж работы в вузе с 1979 года

Преподаваемые дисциплины: специальный курс истории зарубежной музыки для студентов музыковедческого факультета, общий курс истории зарубежной музыки для студентов исполнительских факультетов, руководство написанием кандидатских диссертаций, дипломных работ, студенческих и аспирантских курсовых работ и рефератов

Сфера научных интересов — австро-немецкая музыка начала XX века, творчество Г. Малера, Р. Штрауса, Ф. Шрекера, А. Цемлинского. Автор монографии «Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии» (2010), свыше пятидесяти статей о зарубежной и русской музыке; составитель и редактор научных сборников. Принимала участие в организации ряда крупных международных научных конференций, в том числе: «М. И. Глинка: музыка истории 1804–2004» (Москва – Санкт-Петербург, 2004), «Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы» (Санкт-Петербург, 2012), «Язык, музыка и компьютерные технологии» (совместно с Санкт-Петербургским университетом аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, 2015) и др.
Под руководством Н.И.Дегтяревой подготовлены и защищены двадцать четыре дипломные работы и шесть кандидатских диссертаций.
Список основных научных работ:

Книги:

  • Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. 368 с.
  • Анатолий Никитин, музыкант и педагог (составление, общая редакция и комментарии). СПб.: Глаголъ, 1996. 166 с.

Учебники, учебные пособия:

  • Музыка Австрии. Неовенская оперетта. Музыка Германии // История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Начало XX века – середина XX века / колл. авторов; сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Выпуск шестой. СПб.: Композитор, 1999. 2-е изд. – 2001. С. 280–303, 369–384, 385–391, 396–402.
  • Модерн и австро-немецкая опера начала XX века: Р. Штраус. Ф. Шрекер. А. Цемлинский: (учебное пособие). СПб.: СПбГК, 2014.
    138 с.

     

  • Музыкальная культура Древней Греции (учебное пособие). СПб.: СПбГК, 2014. 40 с.
  • «Аида», «Отелло», «Фальстаф» Дж. Верди: интонационный сюжет и музыкальная драматургия (учебное пособие). СПб.: СПбГК, 2015. 51 с.

Статьи:

  • Б.В.Асафьев об австро-немецком симфонизме XIX – начала ХХ века (к проблеме поэтики жанра симфонии) // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б.В.Асафьева: Сб. научных трудов / Отв. ред.-Е.В.Титова. Л.: Ленинградская консерватория , 1987. С. 119–138.
  • Русская мысль о Моцарте (Моцарт А.Улыбышева и Г.Чичерина) // В.А.Моцарт и русская музыкальная культура: Материалы к обсуждению на педагогическом семинаре. СПб., Гос. институт культуры, 1991. С. 3–5.
  • Густав Малер как художник «заключительной темы» в музыке ХХ века // Журнал любителей искусства. СПб., 1998, № 2. С. 6–12.
  • О «фаустовских» мотивах в Третьей и Восьмой симфониях Г.Малера // Гёте и музыка: сб. ст. к 250-летию со дня рождения поэта/отв. ред. и сост. А. В. Гусева. СПб.: Санкт-Петербург. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 104–108.
  • Ритм прозы в вокальной мелодике и драматургии опер Ф.Шрекера // Ритм и форма: Сборник статей / ред. Н. Афонина, Л. Иванова. – СПб.: Союз художников, 2002. – С. 187–203.
  • Идеи и символы времени. Австро-немецкая опера в эпоху модерна // Музыкальная академия. – 2009, № 3. С. 150–156
  • Модерн и музыка: феномены стиля (на материале австро-немецкой оперы начала XX века) // Музыковедение. – 2009, № 4. С. 25–30
  • Мотивы иконографии Югендстиля в австро-немецкой опере начала XX века // Музыковедение. – 2009, № 7. С. 15–21
  • Франц Шрекер и композиторы новой венской школы: параллели и пересечения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. – СПб., 2009, № 111. С.224–233
  • Опера-сказка Франца Шрекера «Кладоискатель»: метаморфозы жанра в пространстве модерна // Звуковая среда современности. Сборник статей памяти М.Е. Тараканова (1928–1996) / отв. ред.-сост. Е.М.Тараканова. – М.: ГИИ, 2012. Стр. 58–70
  • Из переписки Арнольда Шёнберга и Франца Шрекера // Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь 150-летия со дня рождения Густава Малера и 125-летия со дня рождения Альбана Берга: материалы международной научной конференции / ред. сост И.А. Барсова (отв. ред.), И.В. Вискова. – М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2013. Стр. 147–156.
  • К. Ю. Давыдов – четвертый директор Санкт-Петербургской консерватории (из неопубликованной переписки) // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские. научные школы. 1862–2012: сб. статей по материалам междунар. Симпозиума, посвящ.150-летию консерватории / ред.-сост.:Н.И. Дегтярева (отв. ред.), Н.А. Брагинская. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 323–331.
  • О выборе ракурса, или к вопросу об изучении творчества Густава Малера // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: сб. Статей по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского (4–7 апреля 2012 года) / сост. науч. ред. Р.Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова СПб.: Lennex Corp., Edinburg, 2014. Стр. 134–139.
  • Из истории создания французской «Саломеи» Рихарда Штрауса // Музыковедение. 2015, № 2. С. 44–48.
  • Обзор основных направлений научной деятельности Санкт-Петербургской консерватории // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14–17 октября 2014 года / Отв. ред. Т.И Науменко. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015. С 25–34.
  • Оперы Франца Шрекера в стилевом контрапункте эпохи // Музыкальный театр: история и современность / сост. Н.О. Арутюнова. Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 34. Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2015. С. 48–57.

Редакторско-составительская работа:

  • Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862 – 2002. Материалы международной научной сессии, посвященной 140-летию Консерватории / Сост и отв. ред. Л.Г.Данько. – СПб., 2002 .19 п.л. (Член ред. коллегии: зам. отв. редактора).
  • Ленинградская государственная консерватория в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Ред.-сост. Е.А. Пономарева. Редколлегия: Н.И. Дегтярева. Е.В. Титова. – СПб.Консерватория, 2005. 10 п.л. -Изд. 2-е. – СПбГК, 2010.
  • Сергей Николаевич Богоявленский. К 100-летию со дня рождения. / Ред.-составители: Н.А. Брагинская, Н.И. Дегтярева. – СПбГК, 2006 – 19, 25 п.л.
  • М.И.Глинка. К 200-летию со дня рождения: Материалы международных научных конференций: в 2-х тт. / Московская гос. консерватория, Санкт-Петербургская гос. консерватория. / Отв. ред.: Н.И. Дегтярева, Е.Г. Сорокина. Редколлегия: Н.Ю. Катонова, М.П. Мищенко, Д.Р. Петров – М., 2006. Т.I. – 30 п.л. Т.II – 27, 25 п.л.
  • Санкт-Петербургская консерватория. Т.2. Исторические адреса. Здания. Реконструкции (в соавторстве с А.Алексеевым, Е.Гончаровой, Н.Брагинской). Альбом. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2012. 23 п.л.
  • Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские. научные школы. 1862–2012: сб. статей по материалам междунар. Симпозиума, посвящ.150-летию консерватории / ред.-сост.: Н.И. Дегтярева (отв. ред.), Н.А. Брагинская. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 29,25 п.л.

Natalia Degtyareva is a senior doctor of arts, professor at the department of Western music and the provost for research at the St.Petersburg Conservatory. She graduated from the Leningrad Conservatory as a musicologist in 1973, and completed her PhD at the same institution in 1976. Her research interests focus on the Austro-German music of the early 20th century. She published a monograph Franz Schreker’s Operas in Austrian and German Music Theater of the Late 19th and Early 20th Centuries (2010), and more than fifty articles on Western and Russian music, as well as edited several collections of essays. She participated in the organization of several international conferences, including «M.I. Glinka: the music of history 1804–2004» (Moscow—St.Petersburg, 2004) and «St.Petersburg Conservatory in the Global Musical Context: schools of composition, performance and scholarship» (St.Petersburg, 2012).