ГИРС-ЛЕВИЦКАЯ (урожд. Левицкая), Полина (Прасковья) Сергеевна (1847 – не ранее 1889)

Кафедра сольного пения
Профессор

ГИРС-ЛЕВИЦКАЯ (урожд. Левицкая), Полина (настоящее имя — Прасковья) Сергеевна (13/25 мая 1847, в некоторых источниках 4/16 октября 1852, Санкт-Петербург – не ранее 1889) — оперная, концертная и камерная певица (сопрано), педагог. Профессор (1876). Дочь известного петербургского фотографа С. Л. Левицкого. Жена товарища министра финансов А. К. Гирса.

В детстве проявила замечательные музыкальные способности. Первые уроки пения и игры на фортепиано брала в Париже. Училась в Консерватории (в некоторых источниках — окончила) в кл. пения Г. Ниссен-Саломан (1866–1868). В 1868–1869 совершенствовала вокальное мастерство у П. Ф. Вартеля в Париже.

Артистка Мариинского театра (1870–1873, ?–1889).

В Консерватории: профессор кл. сольного пения (1876–1880). Преподавала также музыкальную дикцию и оперную декламацию.

Обладала чистым, гибким и ровным во всех регистрах небольшим голосом нежного тембра и прекрасными сценическими данными. Ее исполнительская манера, сформировавшаяся под влиянием французской вокальной культуры, отличалась легкостью, изяществом, виртуозным блеском.

С 1867 выступала в концертах, в частности, принимала участие в симфонических собраниях Русского музыкального общества (РМО, с 16/28.03.1873 — Императорского). Пела с оркестром под управлением Э. Ф. Направника. В камерном репертуаре — романсы М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна.

В качестве оперной певицы с успехом дебютировала в 1869 на сцене лондонского театра «Друри-Лейн». Первая исполнительница партий: Алисы («Гарольд» Э. Ф. Направника, 1886), Беппины («Корделия» Н. Ф. Соловьёва, 1885), Нисетты («Жуан» Б. А. Фитингофа-Шеля, 1888). Впервые исполнила на русской сцене роли: Пуссетты («Манон» Ж. Массне, 1885) и Эмилии («Отелло» Дж. Верди, 1887). Наибольший успех имела в роли Церлины («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера). Другие партии ее репертуара: Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера), Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Церлина («Дон Жуан» В. А. Моцарта). Среди партнеров — М. Д. Васильев, Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Э. К. Павловская, О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, Н. Н. Фигнер, А. Я. Чернов и другие. Пела под управлением К. А. Кучера, Э. Ф. Направника, Н. Г. Рубинштейна.

Библиография

Основная литература: [Лит. о П. С. Левицкой, 1870–1976] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2-х ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 276; [Лит. о П. С. Левицкой, 1869–1976] // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь. Т. 3. М., 1992. С. 144; Гирс-Левицкая Полина Сергеевна: [биогр. справка] // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 234 (в указ.: Кр. словарь педагогов); Левицкая Полина Сергеевна // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 197. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4336/Левицкая; Левицкая Полина Сергеевна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2-х ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 276.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 44. Дело о приглашении П. С. Гирс (урожденной Левицкой) для преподавания пения. 1876. 11 л.

М. И. Алейников, 2012