НИССЕН-САЛОМАН (урожд. Ниссен), Генриетта (Henriette Nissen-Saloman) (1819–1879)

Кафедра сольного пения
Профессор

НИССЕН-САЛОМАН (Nissen-Saloman, урожд. Ниссен, по мужу Саломан), Генриетта (Henriette) (12 марта 1819, Гётеборг, Швеция – 27 августа 1879, Бад-Харцбург, Германия) — шведская оперная и концертная певица (сопрано), педагог. Профессор (1862). Награждена медалью «За усердие», королевской медалью Швеции «Letteris et artibus» (Литературы и искусств). Член Королевской академии музыки в Стокгольме, Член Филармонических обществ Санкт-Петербурга и Флоренции, Член общества Святой Цецилии в Риме. Жена шведского композитора С. Саломана.

Первоначальное музыкальное образование получила в Певческой академии шведского органиста Г. Гюнтера в Гётеборге. С 1839 жила в Париже в семействе профессора П. Ж. Г. Циммермана, брала уроки фортепиано у него и у Ф. Шопена. Пению обучалась у М. Гарсиа-сына, который ее высоко ценил.

В 1843 дебютировала на парижской оперной сцене в партиях Адальжизы («Норма» В. Беллини) и Эльвиры («Дон Жуан» В. А. Моцарта). Пела также партии Ирены («Визария» Г. Доницетти), в операх «Анна Болен» и «Танкред». В 1844 совершила первое турне по Италии. В 1844–1845 была ангажирована в Итальянскую труппу Императорских театров Санкт-Петербурга.

С 1846 гастролировала как оперная и концертная певица в городах Италии, России, Великобритании, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Голландии и других странах. Среди репертуарных оперных партий: Розина («Севильский цирюльник»), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Норма и Амина («Норма» и «Сомнамбула» В. Беллини), женские партии опер Дж. Верди «Атилла» и «Ломбардцы». Исполняла камерные сочинения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Б. Перголези, А. Страделлы, Ф. Мендельсона, Л. Шпора, Р. Шумана.

Обладала сильным голосом широкого диапазона, мастерски владела техникой «вокальной игры» (определение А. М. Пружанского). Современники певицы считали ее достойной соперницей соотечественницы Ж. Линд.

В 1860 по инициативе А. Г. Рубинштейна была приглашена преподавателем в Музыкальные классы Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества. С этого времени вместе с мужем жила и преподавала в Санкт-Петербурге. В 1860 открыла бесплатный класс пения на дому (финансируемый РМО), в 1860/1861 вела платный курс для дам, а в 1861/1862 открыла частные курсы.

В Консерватории: профессор кл. пения (1862–1872, 1878/1879). В 1872 ее класс был передан Дж. Корси.

«В своей вокально-педагогической системе ориентировалась на индивидуальность певца, придавала большое значение певческой интонации, единству слова и вокального звука, развитию выразительности тембра голоса» (А. М. Пружанский). В учебном репертуаре использовала произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, И. С. Баха, Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Листа и других композиторов. Основные позиции педагогики Ниссен-Саломан нашли отражение в методическом пособии «Школа пения» (изданного посмертно на русском, французском и немецком языках). Вокально-педагогические взгляды, изложенные в нем, основываются на школе, полученной певицей у своего учителя М. Гарсиа, автора работ «Записки о человеческом голосе» и «Полное руководство по искусству пения».

Педагогический талант Ниссен-Саломан высоко ценил А. С. Даргомыжский. Среди учеников — известные оперные и камерные певцы, вокальные педагоги: М. И. Августинович де Лидо, А. А. Бичурина, Ф. Н. Велинская, П. Н. Веревкина, П. С. Гирс-Левицкая, З. П. Греннинг-Вильде, Н. А. Енгалычева, В. М. Зарудная, Н. А. Ирецкая, М. Д. Каменская, Е. В. Клебек, А. П. Крутикова, Е. А. Лавровская, А. Б. Латернер, М. П. и О. П. Лейброк, М. М. Милорадович-Константинович, О. Ф. Минквиц, А. Н. Молас, А. В. Панаева-Карцова, А. А. Полякова-Хвостова, К. А. Прохорова-Маурелли, В. И. Рааб, Ю. Решке-Кроненберг, С. Г. Рубинштейн, Е. М. Серно-Соловьевич, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, А. Фострём, Е. Ф. Цванцигер.

Библиография

Сочинения: Школа пения Генриэтты Ниссен-Саломан. Ч. 1–3. СПб., 1880.

Литература: [Кюи Ц.] «Школа пения» г-жи Ниссен-Саломан, изд. Бесселя и Кº // Голос. 1881. № 1245 (6 мая). С. 2; Ниссен-Саломан Генриетта // Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей / сост. А. И. Рубец. СПб., 1886. С. 65–67; Пружанский А. М. Ниссен-Саломан Г.: [биогр. справка и библиогр. список] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: Словарь: [В 2-х ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 360–361; Петровская И. Ф. Музыкальные классы и курсы [РМО] // Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801–1917: Энциклопедия. СПб., 1999. С. 186–187; Васильева А. Начало: К истории становления исполнительских школ в Петербургской консерватории // Малоизвестные страницы истории консерватории: Альманах. Вып. II. СПб., 2001. С. 10–14; Бычкова Т. В. Генриетта Ниссен-Саломан — первый профессор сольного пения Петербургской консерватории // Вокальная школа Петербургской консерватории: Страницы истории: Сб. науч. статей. СПб., 2008. С. 6–20; Петровская И. Ф. Ниссен-Саломан Генриетта: [биогр. справка и библиогр. список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: Энцикл. словарь-исследование. СПб., 2010. Т. 11. Кн. 2. С. 136; Пономаренко Е. Ю. Исполнительская деятельность и педагогические принципы Генриетты Ниссен-Саломан: автореферат дис. … канд иск. СПб., 2013. 23 с.

А. Н. Цветкова, 2012