ФОСТРЁМ, Альма (Alma Fohström) (1856–1936)

Кафедра сольного пения
Преподаватель

ФОСТРЁМ (Fohström, Föhström, Fohstrem, Фустрём, по мужу — Фострём-Роде) Альма (Alma, Алма, Эвелина, Альма Августовна) (2/14 января 1856, Гельсингфорс Великого княжества Финляндского, ныне Хельсинки, Финляндия – 20 февраля 1936, там же) — оперная и концертная певица (колоратурное сопрано), педагог.

Родилась в музыкальной семье. Брат Карл Фострём — виолончелист и дирижер, сестра — Елина Vandár, певица (сопрано).

Пению обучалась в Гельсингфорсе, затем в Консерватории (1873–1874, кл. Е. Ф. Цванцигер). Брала частные уроки вокала у Г. Ниссен-Саломан (1874–1877). Совершенствовалась как певица в Милане у Ф. Ламперти и Ф. Варези, в Париже — у Д. Арто.

В 1878 дебютировала в Хельсинки (партия Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст»). Гастролировала как оперная и концертная певица в Европе (в частности, выступала в Ковент-Гардене, 1885), США (пела в Метрополитен-опера, 1888), Латинской Америке.

С 1890 жила в России. Солистка московского Большого театра (1890–1899). Совершила гастрольное турне по России (1902–1903). Выступала в антрепризах М. М. Бородая, В. М. Любимова, А. А. Церетели.

Владела блестящей техникой, музыкальным вкусом, сценическим дарованием. Прославилась как исполнительница сопрановых партий в операх Дж. Верди: Виолетта («Травиата»), Дездемона («Отелло»), Джильда («Риголетто); а также партий Розины («Севильский цирюльник» Д. Россини), Церлины («Дон Жуан» В. Моцарта), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Недды («Паяцы» Р. Леонкавалло), Маргариты Валуа («Гугеноты» Д. Мейербера), Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Оксаны («Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова), Микаэллы («Кармен» Ж. Бизе) и др.

В рецензии, посвященной спектаклю «Лючия ди Ламмермур», критик Н. Д. Кашкин писал о Ф.: «Ее доходящий почти до пределов возможной высоты голос служит ей послушным орудием, с помощью которого она прекрасно исполняет все узоры своей партии» (Русские ведомости. 1890. № 247).

В Консерватории: преподаватель кл. пения (1909–1918). Концертмейстером в ее классе был Б. В. Асафьев.

Преподавала пение в Хельсинки (1918–1920), затем в Консерватории Ю. Штерна в Берлине (Stern’sches Konservatorium, 1920-е).

Библиография

Литература: Из музыкального прошлого: сборник очерков / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. [Ч.] 1. М., 1960. 519 с. (Об А. Фострём см. с. 169, 352, а также Указ. имен); Гозенпуд А. Гл. I. 2 // Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX–XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890–1904. Л., 1974. С. 14–21. (Инф. об А. Фострём см. на с. 19); [Асафьев Б. В.] Борис Асафьев о себе // Воспоминания о Борисе Асафьеве. Л., 1974. С. 317–508. (Упомин. об А. Фострём см. на с. 452, 460, 467); Фострём, Фустрём (Fohström), Алма (Эвелина или Альма Августовна) // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 917–918. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7994/Фострём; Фострём. Фустрём А. А. // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: [в 2 ч.]. Ч. 2. М., 2000. С. 114.

М. И. Алейников, 2012