АНДРЕЕВА-ДЕЛЬМАС (урожд. Тищинська), Любовь Александровна (1884–1969)

Кафедра сольного пения
Преподаватель

АНДРЕЕВА-ДЕЛЬМАС (урожд. Тищинська, Тищинская; по мужу Андреева; псевд. Дельмас), Любовь Александровна (17/29 сентября или июля 1884, Чернигов Черниговской губернии Российской империи, ныне Украина – 30 апреля 1969, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Красненькое кладб.) — оперная и концертная певица (меццо-сопрано), педагог. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Жена П. З. Андреева.

Окончила Консерваторию по кл. пения Н. А. Ирецкой (1900–1905), удостоена диплома на звание свободного художника. 

Совершенствовала вокально-сценическое мастерство под руководством  М. А. Славиной.

Работала солисткой «Новой оперы» (труппа Церетелли, 1905–1907), Киевского городского театра (1907–1909), Большого оперного театра Народного дома Николая II в Санкт-Петербурге (труппа Н. Н. Фигнера, 1910/1911; 1919–1924), Театра музыкальной драмы (1913–1919), Новониколаевского оперного театра (1924).

Педагог Музыкального техникума при Консерватории (1933 – после 1935). Ассистент П. З. Андреева на Рабфаке Консерватории (1934/1935 уч. г.). Возглавляла педагогический состав в вокальной студии ДК имени С. М. Кирова (1937). Вела педагогическую работу в Театре музыкальной комедии (повышение квалификации артистов) и во Всероссийском обществе слепых.

В Консерватории: ассистент П. З. Андреева (1934–1936), доцент кл. сольного пения (1936–1944, 1945–1949, 1950/1951 уч. г., в звании не утверждена). В течение всего периода Великой Отечественной войны находилась в Ленинграде, продолжая занятия со студентами. Среди учеников — О. Д. Андреева, В. И. Андриянов, М. Я. Болотова, Е. Н. Легар, И. П. Тимонова-Левандо и другие.

В репертуаре около 50 оперных партий, лучшие среди которых: Амнерис («Аида» Д. Верди), Графиня, Полина, Ольга («Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Лель, Любаша («Снегурочка», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марина Мнишек, Марфа («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). 1-я исполнительница партии Хиври («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского в инструментовке Ц. А. Кюи). Пела в опереттах «Сильва» И. Кальмана и «Красное солнышко Э. Одрана. Пела в Русском сезоне в Монте-Карло (театр «Казино», антреприза Р. Гюнсбурга, 1912). Выступала в концертах в Париже (1913, 1914). Гастролировала в составе оперных трупп в Казани, Екатеринбурге и Самаре (1907), Новониколаевске, Красноярске, Иркутске, Минусинске, Уфе и Самаре (1924–1926). Совершала концертные поездки по Кавказу, Украине, Поволжью (1927–1929). Пела под управлением А. А. Бернарди, М. А. Бихтера, А. Коутса, И. О. Палицына, В. И. Сука, И. А. Труффи, Г. Г. Фительберга и др. Партнеры — П. З. Андреев, М. Баттистини, Г. А. Боссе, П. М. Журавленко, Э. Карузо, В. М. Луканин, Т. Руффо, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Искусство Андреевой-Дельмас высоко ценили А. К. Глазунов, А. А. Блок (созданный певицей сценический образ вдохновил поэта на создание цикла стихов «Кармен»), В. Г. Каратыгин, О. Л. Книппер-Чехова, Н. А. Малько, К. С. Станиславский, К. И. Чуковский и другие.

Библиография

Основные литературные сочинения: Андреева-Дельмас Любовь Александровна. Соч. // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 27; «Мой голос для тебя…»: воспоминания: [об А. Блоке.] // Аврора. 1971. № 1. С. 66–69.

Основная литература: Лит. [о Л. А. Андреевой-Дельмас с 1969 по 1984] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 27; Тимофеев Г. Открытие оперы в «Луна-парке» // Речь. 1912. 24 мая. С. 6; Мансфельд Ю. 32-й симфонический концерт С. А. Кусевицкого // Вечерние известия. 1915. № 833. С. 4; Коломийцев В. «Черевички» в Музыкальной драме // День. 1916. 17 февр. (№ 47). С. 5; Тимофеев Г. «Черевички» Чайковского в Театре музыкальной драмы // Речь. 1916. 17 февр.(№ 47). С. 7; ДЭН [Мазуров Д. Н.]. «Самсон и Далила» (в бывшем Народном доме) // Веч. красная газета. 1923. 13 янв. (№ 10). С. 4; Енишерлов В. На дружеской ноге с Блоком // Литературная газета. 1970. 18 март. № 12. С. 6; Морозов В. Светлая мудрость // Нева. 1985. № 11. С. 201–203; Платек Я. М. В плену Кармен // Музыкальная жизнь. 2007. № 7 (июль). С. 30–33; № 8 (авг.). С. 31–33; Андреева-Дельмас Любовь Александровна // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. 

Иконография

Портрет Л. А. Андреевой кисти А. А. Мурашко // Андреєва-Дельмас Любов Олександрівна. Вiкiпедdiя: вiльна енциклопедiя. URL: https://uk.wikipedia.org/wiki/Андреєва-Дельмас_Любов_Олександрівна; Андреева-Дельмас (урожд. Тищинская, Тищинська; по мужу Андреева; псевд. Дельмас), Любовь Александровна (1884–1969). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Андреева-Дельмас Любовь Александровна — Ольга (оп. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Андреева-Дельмас, Любовь Александровна (1884–1969). Фотопортрет в молодости. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Л. А. Дельмас-Андреева в роли Кармен (одноим. опера Ж. Бизе) // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. 

Архивные источники

Личная карточка Л. А. Андреевой-Дельмас. Архив СПбГК. Личные карточки уволенных в 1949. Д. 438. Л. 2–3; Личная карточка Л. А. Андреевой. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-препод. состава, раб. и служ. за 1951. Д. 523. Л. 9; Личное дело Л. А. Андреевой-Дельмас. Архив СПбГК. Личные дела проф.-препод. состава, раб., служ. и студ. за 1919–1956. Д. 2. Л. 195–205; Личное дело Л. А. Дельмас-Андреевой. Архив СПбГК. Личные дела проф.-препод. состава, раб., служ., аспирантов и студ. за 1935–1957. Д. 81. Л. 25–35.

М. И. Алейников, 2012