АДИГЕЗАЛОВА, Лариса (Клара) Леонидовна (1926 – после 1979)

Кафедра теории музыки
Доцент

АДИГЕЗАЛОВА, Лариса (Клара) Леонидовна (13 ноября 1926, Баку – после 1979) — музыковед-теоретик, педагог, методист, критик, лектор, исследователь. Кандидат искусствоведения (1968). Член Союза композиторов СССР (Ленинградское отделение) с 1968. Доцент (1974).

Родилась в Баку. Окончила Музыкальную школу-десятилетку при Азербайджанской консерватории (1934–1944). Продолжила обучение в Азербайджанской консерватории (1944–1948). Окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской Консерватории (кл. М. С. Друскина, 1948–1952) и аспирантуру по специальности «теория музыки» (1961). В период студенчества была концертмейстером в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (1951–1952). По распределению уехала в Красноярский край, где работала концертмейстером, хормейстером и художественным руководителем Дома культуры г. Нижне-Ангарска Красноярского края (1952–1954).

Принимала активное участие в организации музыкальной школы в г. Мингечауре (Азербайджанская ССР). Вела там кл. фортепиано и весь цикл музыкально-теоретических дисциплин (1954–1957). Преподавала курс гармонии и музыкальной литературы в Тульском музыкальном училище; концертмейстер и лектор Тульской областной филармонии имени И. А. Михайловского (1957–1958).

Окончила аспирантуру Консерватории под руководством  Ю. Н. Тюлина (1958–1961). Одновременно продолжала деятельность лектора и концертмейстера в Ленинградской филармонии. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: «О претворении песенных тем в русской советской симфонической музыке» (1968).

В Ленинградской Консерватории: преподаватель (1958), и. о. доцента (1961), доцент (1974–1979) кафедры теории музыки. Вела курс гармонии и анализа на теоретико-композиторском факультете, а также специальный курс сольфеджио на дирижерско-хоровом факультете (1958–1961).

Руководитель многих дипломных работ, посвященных творчеству современных композиторов: Д. Д. Шостаковичу, Г. В. Свиридову, Р. К. Щедрину, С. М. Слонимскому и др. Была рецензентом докторской диссертации И. Я. Пустыльника, а также рецензентом кандидатских диссертаций многих коллег.

Одновременно преподавала в Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова. Вела авторский спецкурс «Введение в музыкознание» для студентов философского факультета (1971–1973). Работала на факультете повышения квалификации — читала лекции по методике и руководила рефератами.

Постоянный куратор-консультант по методической работе в Средней специальной музыкальной школе при Консерватории, Музыкальном училище при Консерватории, Музыкальном училище имени М. П. Мусоргского, Псковском музыкальном училище, Латвийской государственной консерватории имени Я. Витолса.

Научно-методическая работа Адигезаловой тесно связана с ее педагогической деятельностью. Автор разработки тематических заданий для студентов-заочников, учебного пособия «Обработка народной песни», статьи в сборнике «Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических и исторических дисциплин» (сб. статей Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова), программы по курсу «Анализа музыкальных произведений» (в совместной работе с преподавателями Московской консерватории) и др. Создатель циклов музыкально-просветительских программ на студии Ленинградского телевидения.

Автор многих рецензий, обзоров программ фестиваля «Ленинградская музыкальная весна» в периодической печати, брошюр, статей в научных сборниках.

В 1979 году эмигрировала в Германию.

Библиография

Сочинения: Советские композиторы — лауреаты Ленинской премии. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Соловьев-Седой. Л., 1961. 55 с.; Вариационный принцип развития песенных тем в русской советской симфонической музыке // Вопросы современной музыки. Л., 1963. С. 25–55; О некоторых чертах песенного симфонизма // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. М.; Л., 1965. С. 260–279; О претворении песенных тем в русской советской симфонической музыке: автореф. дис. … канд. иск. Л., 1967. 18 с.; Авторский вечер В. Богданова-Березовского // Музыкальная жизнь. 1969. № 14. С. 7; На стихи Маяковского // Страницы музыкальной ленинианы. Л., 1970. С. 75–104; О принципе продления в мелодическом развитии // Вопросы теории музыки. Вып. 2. М., 1970. С. 173–195; О песенности в русской советской симфонической музыке. Л., 1972. 88 с.; Авторские концерты // Вечерний Ленинград. 1973. 11 апр. С. 3; На симфонических концертах // Вечерний Ленинград. 1973. 24 апр. С. 3; Квартет № 14 [Д. Д. Шостаковича] // Ленингр. правда. 1973. 14 нояб. С. 4; О национальных тенденциях в музыке ленинградских композиторов (оратория Л. Пригожина «Слово о полку Игореве») // Музыка и жизнь. Вып. 3. Л; М., 1975. С. 87–99; Музыка, рожденная из действия: (Эскиз творч. портрета Сергея Баневича) // Музыкальная панорама Ленинграда: статьи, письма, воспоминания. Л.; М., 1977. С. 21–31.

Архивные источники

Дело на утверждение в ученом звании доцента Адигезаловой Клары Леонидовны. Архив СПбГК. Д. 2034 за 1974. 19 л.; Личное дело К. Л. Адигезаловой. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1979. Д. 164. С. 1–50.


Н. Б. Селиверстова, 2012