АКИМЕНКО, Фёдор Степанович (Федір Якименко) (1876–1945)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

АКИМЕНКО (Якименко), Фёдор (Федір) Степанович (3/15 февраля 1876, с. Пески под Харьковом – 8 января 1945, Париж; кладбище Батиньоль) — украинский композитор, пианист, хоровой дирижер, музыкальный писатель, педагог. Профессор 2-й степени (1919). Брат композитора Я. С. Степового.

Окончил музыкальные классы Императорской Придворной певческой капеллы (1886–1895), учился у П. А. Краснокутского (кл. игры на скрипке), А. Я. Горбунова (кл. игры на фортепиано) и А. К. Лядова (гармония). Дирижировал ученическим оркестром Капеллы (1893[?]–1895). Перед поступлением в Консерваторию брал уроки гармонии и контрапункта у А. А. Петрова. Окончил учебное заведение по кл. теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1895–1900), занимался в кл. игры на фортепиано Ф. Ф. Черни и кл. игры на органе Л. Ф. Гомилиуса. В 1906 брал уроки игры на фортепиано у А. Н. Скрябина с целью исправления постановки рук.

Работал преподавателем Императорской Придворной певческой капеллы (1897[?]–1902). Давал уроки гармонии И. Ф. Стравинскому (зима 1901/1902).

В Тифлисском музыкальном училище при Императорском Русском музыкальном обществе: инспектор музыкальных классов, затем директор (1902–1903).

Регент при одном из русских православных храмов Ниццы (1903–1905). В 1905–1906 жил в городах Италии, Париже и Женеве, занимался композиторской работой, концертировал как пианист.

Преподаватель Харьковского музыкального училища при Императорском Русском музыкальном обществе и Харьковского института благородных девиц (1906–1911[?]).

В Консерватории: преподаватель (1915), старший преподаватель (1916), профессор 2-й степени (1919–1923). Преподавал композицию и музыкально-теоретические предметы. Среди учеников — А. П. Гладковский, М. А. Юдин.

В 1923 эмигрировал из России. Содержащиеся в литературе сведения о зарубежном периоде биографии Акименко противоречивы. В одних источниках указывается, что основным местом его проживания был Париж. По другой информации творческая и педагогическая деятельность его первоначально проходила в Праге, где он преподавал в Украинском высшем педагогическом институте имени М. П. Драгоманова (с 1924), среди учеников — Н. Ф. Колесса и 3. Лисько.

Концертировал в Европе как пианист и хоровой дирижер. С 1927 (в некоторых источниках — с 1928) жил во Франции — сначала в Ницце, затем в Париже. В Русской консерватории в Париже: вице-директор и профессор кл. фортепиано (с 1932); один из организаторов и участник музыкальных вечеров Союза учащихся. Выступал в концертах и благотворительных вечерах как пианист и композитор. В авторских концертах Акименко принимали участие русские и французские артисты. В круг общения входили Е. О. Гунст, Н. Н. Черепнин, А. Н. Черепнин и другие.

Композиторское наследие Акименко обширно и отличается жанровым разнообразием. Центральное место занимает инструментальная, прежде всего, фортепианная музыка — циклы программных миниатюр, прелюдий и этюдов, «Фантастическая соната», op. 44 (1909), Соната-фантазия, op. 60 (изд. 1926), баллада «Мечта» (1926), Фантастическая сюита, op. 74 и др. Произведения для фортепиано с оркестром: 2 концертино, Поэма. Сочинения для оркестра: Концертная увертюра (1899), «Русалка», op. 4 (1900, на слова М. Ю. Лермонтова), 2 симфонии, «Русская увертюра», op. 10, «Лирическая поэма», op. 20 (1903), «Пасторальная сюита», op. 78 и др. Камерно-инструментальная музыка: струнное трио, соната для виолончели и фортепиано, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, струнный квартет, пьесы для скрипки, альта, виолончели, флейты, английского рожка, кларнета, валторны в сопровождении фортепиано и др. Оперы: «Фея снегов» (либретто М. Д. Кальвокоресси, 1914), «Рыжий» (после 1923[?]). Вокальное творчество представлено романсами на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, С. Я. Надсона, П. Б. Шелли в переводе К. Д. Бальмонта, О. Олеся и др., хоровыми произведениями (в том числе духовными), обработками украинских и русских народных песен.

Сочинения Акименко публиковались издательствами «М. П. Беляев в Лейпциге», «П. Юргенсон», «В. Бессель и Кº», «A. Leduc», «Rouart, Lerolle et Cie», «G. Ricordi & С». Рукописи композитора хранятся в Российской государственной библиотеке (г. Москва), Научной музыкальной библиотеке имени С. И. Танеева Московской консерватории, Российском национальном музее музыки (г. Москва), Национальной библиотеке Франции (фр. Bibliothèque Nationale или BNF) .

Сочинять композитор начал в годы обучения в Императорской Придворной певческой капелле, занимался у С. М. Ляпунова. Значительное влияние на его формирование оказал М. А. Балакирев, советами которого Акименко пользовался в 1890-е. С 1900 входил в состав Беляевского кружка. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов дирижировали произведениями Акименко в «Русских симфонических концертах». Издательством М. П. Беляева были напечатаны первые опусы молодого композитора. В 1906 Римский-Корсаков и Глазунов, являясь членами Попечительного Совета беляевского издательства, отказали Акименко в публикации его сочинений вследствие возникшего расхождения в творческих взглядах. К этому времени сложился индивидуальный композиторский стиль Акименко, в котором своеобразно преломились черты музыкального импрессионизма. Наиболее органичной формой высказывания для него была миниатюра. Мозаику миниатюр представляют собой, по сути, даже некоторые произведения крупной формы (например, фортепианные сонаты). Большинство зрелых сочинений Акименко имеют программные заголовки, отражающие его стремление воплотить в звуках фантастические образы космических миров (фортепианная сюита «Урания», op. 25; фортепианный цикл «Звездные сны», oр. 42; симфонические поэмы «Ангел» и «Стелла»), картины причудливой природы (фортепианные пьесы «Зачарованные сады», «Пейзажи неизведанного мира», «В священном лесу»). Поворот к «астрономической» тематике произошел под влиянием литературного творчества французского писателя-астронома К. Фламмариона.

В зарубежный период возникли новые тенденции, связанные, прежде всего, с тяготением к украинской тематике. В эти годы были сочинены Шесть украинских пьес для фортепиано в 4 руки, op. 74 (изд. 1925), Шесть украинских стихотворений (изд. 1927), «Україньски малюнки» для духового оркестра (изд. в 1929), «Романсї та пісні» на слова украинских поэтов, op. 91 (1937) и др. Многие произведения, созданные в последние годы, остались неизданными: «Средиземноморские впечатления», op. 65 (1927), Маленькие живописные картинки для юношества (1934), «Одиночество», Маленькая пастораль (обе 1941), «Небесная песнь», «Утренняя импровизация», «Материнская нежность», «Сентиментальные страницы», Фуга си минор (все 1942) и другие.

Музыка Акименко звучала в Санкт-Петербурге (концерты Общества друзей музыки и «Вечеров современной музыки») и Харькове, а также в городах Европы и Америки. Среди исполнителей — певица Е. Ф. Петренко, виолончелист Е. Я. Белоусов и др. Тонким интерпретатором фортепианных сочинений был сам композитор, предпочитавший играть в небольших залах при погашенном освещении (в его репертуар входили также произведения других композиторов).

Литературное наследие Акименко включает ряд работ, опубликованных в «Русской музыкальной газете» на протяжении 1909–1915. Значительная их часть посвящена вопросам философии искусства: «Афоризмы художника», монография «Жизнь в Искусстве», статьи «Лист и Данте», «Сфера музыки», «О лире златострунной Рихарда», «Искусство в мироздании», «Искусство и война». Другие сочинения принадлежат к мемуарному жанру: «Автобиографическая заметка», «С. А. Бармотин», «В. А. Золотарёв», «Воспоминания о М. А. Балакиреве». Педагогический опыт музыканта нашел отражение в «Практическом курсе гармонии» (1926). В различные периоды жизни Акименко переписывался с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, М. Равелем, который ценил творчество композитора.

Нотография

[Сочинения Ф. С. Акименко] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 79. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/298/Акименко; [Сочинения Ф. С. Акименко с 1899 по 1942] // Henbury-Ballan M. Encyclopaedia of Russian & Soviet Piano Music. Vol. 1. P. 12–18. [Электронный ресурс]. Электрон. энцикл. URL: http://www.gold.ac.uk/media/Russian_Piano_Music_Vol._201...pdf.

Библиография

Литература: [О Ф. С. Акименко с 1910 по 1922] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 79. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/298/Акименко; [О Ф. С. Акименко с 1911 по 1994] // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. 2., neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von L. Finscher. Personenteil. 1. Kassel etc., Weimar, 1999. Sp. 281; L. [Ф. Акименко. 5 прелюдий для фп., op. 23. «Réminiscence» и мазурка, op. 26] // Русская музыкальная газета. 1905. № 3–4. Стб. 194; К. И. [Ф. Акименко. «Uranie» для фп., op. 25] // РМГ. 1906. № 17. Стб. 454–455; L. [Ф. Акименко. 5 романсов, op. 24. «Чисто вечернее небо», без ор.] // Русская музыкальная газета. 1906. № 19–20. Стб. 514; В. В. [Ф. Акименко. Два романса, op. 29] // РМГ. 1907. № 20–21. Стб. 538; К. И. [Ф. Акименко. Два фантастических эскиза для фп., op. 33] // Русская музыкальная газета. 1907. № 26–27. Стб. 620; Вальтер Викт. [Ф. Акименко. Соната для скр. и фп.] // Русская музыкальная газета. 1908. № 2. Стб. 59–60; В. В. и В. Г. [Ф. Акименко. Три пьесы для скр. и фп. Романс для влч. и фп., op. 36] // Русская музыкальная газета. 1908. № 3. Стб. 88–89; М. [Ф. Акименко. 3 пьесы для фп., op. 27. «Au coin du fen» для фп., op. 28. Элегия, op. 28 bis] // Русская музыкальная газета. 1908. № 43. Стб. 958–959; Карагичев [Ф. Акименко. 5 пьес для фп., op. 55] // Музыка. 1913. № 121. 16 марта. С. 207–208; А-рг, И. [Ф. Акименко. 7 этюдов для фп., op. 40 bis. 8 этюдов для фп., op. 402 bis.] // Музыка. 1913. № 158. 30 нояб. С. 818; С. Б. [Ф. Акименко. 2 пьесы, op. 49 bis. 3 пьесы, op. 53. Сюита, op. 28. Перелож. для орк. Я. Акименки] // Музыка. 1914. № 176. 5 апр. С. 303; Ш. [Ф. Акименко. 3 мелодии для влч. и фп., op. 58] // Музыка. 1914. № 177. 12 апр. С. 322; [Ф. Акименко. «Песнь Оберона» («Сон в летнюю ночь»)] // Русская музыкальная газета. 1916. № 15–16. Стб. 357–360; В. [Концерт Общества Друзей Музыки] // РМГ. 1914. № 6. Стб. 172–173; Гр. Пр. Концерты в Петрограде: Вечер старинной музыки, — Ф. Акименко // РМГ. 1915. № 14. Стб. 256–257; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с Ф. С. Акименко (1898–1906) // Римский Корсаков Н. Полное собр. сочинений. Т. 7: Литературные произведения и переписка / Том подготовлен А. С. Ляпуновой и Э. Э. Язовицкой. М., 1970. С. 302–316; Акименко Федор Степанович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 20; Дурнев И. А. Акименко Федор Степанович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 79. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/298/АкименкоДувирак Д. Музыка украинского зарубежья // Советская музыка. 1991. № 10. С. 34–37; Мирошниченко С. Шелестят страницы писем: [Из переписки Ф. Акименко с М. Балакиревым, Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым] // Музыкальная академия. 1995. № 1. С. 189–195; Михайлов М. К. М. П. Беляев и Беляевский кружок // Михайлов М. К. О русской музыке: Исследования. Воспоминания. СПб., 1999. С. 91–113; Lobanova M., Goldstein M. Akimenko Fёdor Stepanovič // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. 2., neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von L. Finscher. Personenteil. 1. Kassel etc., Weimar, 1999. Sp. 279–281; Baley V. Akimenko Fedir Stepanovych // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / Ed. S. Sadie; Executive ed. J. Tyrrell. Vol. 1. A to Aristotle. Oxford, 2001. P. 263; Матюшина Е. В. Художественный мир Ф. С. Акименко: дисс. … канд. иск. М., 2006. 249 с.; Акименко Федор Степанович // Российское зарубежье во Франции, 1919–2000: биогр. слов.: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. М., 2008.

Иконография

П-ский Е. [Петровский Е. М.] Музыкант-импрессионист // РМГ. 1911. № 11–12. Стб. 281–286: портр.; [Портрет Ф. С. Акименко] // Римский Корсаков Н. Полное собр. сочинений. Т. 7: Литературные произведения и переписка / Том подготовлен А. С. Ляпуновой и Э. Э. Язовицкой. М., 1970. [Вклейка между с. 304–305].

Архивные источники

ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 35. Акименко Фёдор Степанович. 1919–1923. 2 л.

М. И. Алейников, 2012