КАЛАФАТИ, Василий Павлович (1869–1942)

Кафедра теории музыки
Профессор

КАЛАФАТИ, Василий Павлович (29 или 30 января / 10 или 11 февраля 1869, Евпатория Таврической губ. Российской империи – 30 января 1942, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — композитор, теоретик музыки, педагог. Профессор 2-й степени (1913). Лауреат премии имени М. И. Глинки (1907, за фортепианный квинтет), лауреат II премии Международного конкурса имени Ф. Шуберта (Вена, 1928, за симфоническое сочинение «Легенда»). Отец пианиста, композитора и дирижера А. В. Калафати (заслуженного артиста Республики Чувашии).

Родился в семье греков-переселенцев. Начальное образование получил в мужской прогимназии в Евпатории. Брал уроки по фортепиано с 8 лет, пел в гимназическом хоре. В 1889–1892 занимался композицией и фортепиано под руководством Г. К. Лео, выпускника Лейпцигской консерватории.

В 1892 переехал в Санкт-Петербург и поступил в Консерваторию в кл. теории композиции Н. А. Римского-Корсакова. Занимался также в кл. дирижирования Н. В. Галкина. Окончил Консерваторию с дипломом на звание свободного художника (1899). Стипендиат М. П. Азанчевского (1893–1899).

С 1890-х был близок Беляевскому кружку. Выступал в концертах в качестве пианиста, аккомпаниатора и дирижера (в 1899 дирижировал премьерой собственной Симфонии ли минор в Павловске). Произведения Калафати исполнялись в Санкт-Петербурге, Москве, Ялте, Евпатории, Ревеле (ныне Таллин), Берне, Вендене (ныне Цесис, Швейцария). Отрывки из симфонии Калафати звучали в концерте Императорского Русского музыкального общества под управлением А. К. Лядова (1899), романсы — в исполнении Т. Ф. Лешетицкой, а фортепианные произведения — М. Н. Бариновой, Е. И. Брик-Ирадовой (фортепианный квинтет).

Для композиторского почерка Калафати характерны классическая уравновешенность, тяготение к камерному стилю, тонкая детализация фактуры. Среди сочинений (всего более 160) — одноактная опера «Цыганы» по поэме А. С. Пушкина (1899 — 1-я редакция, 1941 — 2-я редакция, рукопись), Увертюра-фантазия для большого симфонического оркестра (ор. 8), Симфония ля минор (ор. 12), Музыкальная картина для хора и оркестра «Рэвэ та стогнэ» на тему украинской народной песни (рукопись), симфоническая поэма памяти Ф. Шуберта «Легенда» (до мажор, op. 20), марш «Звёзды Кремля» для духового оркестра (1942, премировано на конкурсе, организованном во время Великой Отечественной войны в Ленинграде), а также камерно-инструментальные ансамбли (октет для фортепиано и струнных, фортепианный квинтет, два струнных квартета), фортепианные сонаты и пьесы, вокальный квартет в сопровождении фортепиано, романсы и песни. Большинство произведений до 1912 года опубликованы издательством М. П. Беляева. Также изданы выполненные Калафати фортепианные переложения в 4 руки Второй симфонии А. Н. Скрябина, симфонических миниатюр А. К. Лядова («Волшебное озеро», «Баба-яга», «Кикимора»), клавир оперы А. А. Спендиарова «Алмаст» в редакции М. О. Штейнберга (М., 1930).

В Консерватории: помощник инспектора (1901–1905); преподаватель теории композиции (1906), старший преподаватель (1908), профессор 2-й степени (1913–1929, утвержден Государственным ученым советом в 1926). Вел классы обязательной и специальной гармонии, полифонии (контрапункт и фуга) и композиции (с 1912), нотописания (1904/1905).

По просьбе Н. А. Римского-Корсакова редактировал 6-е издание «Практического учебника по гармонии» (1904). В 1911 составил и опубликовал словарь «Спутник музыканта».

В педагогике придерживался методов преподавания Н. А. Римского-Корсакова. Одними из первых учеников, которым Калафати давал частные уроки по гармонии и полифонии по рекомендации Римского-Корсакова, были И. Ф. Стравинский (1902–1904) и Б. В. Асафьев (1904).

По различным теоретическим дисциплинам у Калафати обучались композиторы — В. В. Щербачёв (специальная гармония) Ю. Н. Тюлин (специальная гармония), Х. С. Кушнарёв (фуга), С. С. Богатырёв, С. Н. Соловьёв, В. М. Дешевов (специальная гармония); народные артисты Армянской ССР А. Г. Тер-Гевондян (контрапункт) и А. Л. Степанян, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР С. В. Бархударян (гармония, контрапункт и фуга), М. А. Скорульский, Л. Е. Аб (гармония, контрапункт и фуга), В. М. Богданов-Березовский, П. В. Акимов, а также пианист С. И. Савшинский (обязательная гармония), дирижер А. В. Гаук (специальная гармония) и другие.

Выпускники Калафати по кл. композиции — У. Гаджибеков (основоположник азербайджанской композиторской школы), В. Н. Трамбицкий (засл. арт. РСФСР), Л. Я. Теплицкий (засл. деят. иск. Карельской ССР), А. П. Гладковский, И. А. Виленский (засл. арт. Украинской ССР), Г. А. Гасанов (основоположник дагестанского профессионального музыкального творчества), эстонские композиторы Х. Я. Эллер и К. Креэк, исследователь-медиевист М. В. Бражников, дирижеры С. В. Ельцин и И. А. Мусин, дирижер и композитор И. Н. Ковнер, тромбонист и композитор Б. И. Анисимов и др. Уроки композиции у Калафати брал Н. Л. Слонимский.

В 1929 в связи с реформами на композиторском отделении Консерватории возник конфликт между представителями школы Римского-Корсакова и новым реформаторским течением, возглавляемым В. В. Щербачёвым, в результате чего Калафати отказался участвовать в конкурсе на переизбрание в должности профессора и вышел на пенсию. С этого времени продолжал жить в Ленинграде, умер во время блокады города.

С 2004 рукописное наследие и большая часть личного архива Калафати хранится в Отделении музыковедения Ионического университета г. Керкира (о. Корфу, Греция).

Нотография

фп. соч.: Соната для фп. (D-dur): соч. 4, № 1. Лейпциг, 1900. 31 с.; Соната для фп. (d-moll): соч. 4, № 2. Лейпциг, 1900. 37 с.; Ночь в Гурзуфе: ноктюрн для фп.: соч. 5. Лейпциг, 1901. 11 с.; Две новелетты для фп.: соч. 6. Лейпциг, 1902. 19 с.; Пять прелюдий для фп.: соч. 7. Лейпциг, 1902. 13 с.; Три пьесы для фп.: соч. 9. Лейпциг, 1907. 20 с. (Содерж.: № 1. Scherzino. № 2. Valse-impromptu. № 3. L’enterrement d’un oisseau); Deux préludes pour piano: op. 10. СПб., [1907]. 5 c;

вок. соч.: Четыре романса для высокого голоса с сопр. фп.: соч. 1. Лейпциг, 1900. 15 с.; Четыре романса для высокого голоса с сопр. фп.: соч. 2. Лейпциг, 1900. 17 с.; Птичка божия не знает…: [Квартет для смешанных голосов в сопр. фп.]: Op. 3 / [авт. сл.] А. Пушкин. [Партитура]. Лейпциг, 1900. 19 с.; Краснофлотская боевая «Мчат под вымпелом…»: для хора a cappella / сл. Е. Павличенко. // Песня бойцу: cборник красноармейских и краснофлотских песен для пения без сопр. Л., 1931; Прелюдия для фп.: соч. 7, № 2: // Лирический альбом: Пьесы рус. композиторов для фп. / сост. и авт. предисл. В. Г. Соловьев. СПб., 1997. С. 14–16.

орк. соч.: Ouverture-fantaisie: op. 8: Pour grand orchestre par B. Kalafati. Partition d’orchestre. Leipzig, 1906. 93 с.; Symphonie en la pour grand orchestre: op. 12 / Réd. pour piano à 4 mains par l’Auteur. Leipzig, 1912. 97 c.

переложения и оркестровки: Liadow A. K. Baba-Yaga: Pour grand orchestre: op. 56 / Réd. pour piano à 4 mains par B. Kalafati. Leipzig; СПб., 1905. 19 с.; Liadow A. K. Le lac enchanté: Légende: Pour orchestre: op. 62 / Réd. pour piano à 4 mains par B. Kalafati. Leipzig, 1909. 11 с.; Скрябин А. Н. Симфония № 2: для большого симфонического оркестра: соч. 29. / Réd. pour piano à 4 mains par B. Kalafati. Leipzig, 1903; Лядов А. К. Кикимора: перелож. для фп. в 4 руки В. Калафати. [Б. м.], 1915; Спендиаров А. А. Алмаст: опера в 4 актах с прологом и эпилогом / текст С. Парнок (по О. Туманяну); общ. ред. и муз. пролога и эпилога М. Штейнберга; перелож. для пения с аккомп. фп. В. Калафати. М., 1930; Лядов А. К. Баба-Яга: картинка к рус. нар. сказке: для большого оркестра: op. 56 / перелож. для фп. в 4 руки В. Калафати. М., 1933. 17 с.; Забелина Э. Марш Севморпути / записано и оркестр. В. Калафати. Л., 1937. 16 с., 21 парт.; Шуман Р. Карнавал: соч. 9: для симф. оркестра / в инструм. А. Аренского, А. Винклера, И. Витоля, А. Глазунова, В. Калафати, Н. Кленовского, А. Лядова, А. Петрова, Н. Римского-Корсакова, Н. Соколова и Н. Черепнина; ред. и предисл. И. Иордан и Г. Киркора. М., 1956. 139 с.

Библиография

Сочинения: Спутник музыканта / сост. В. П. Калафати, ст. преп. С.-Петерб. консерватории Имп. Рус. муз. о-ва. СПб., 1911. 258 с. (См. также изд. 1914 г.); Переписка Н. А. Римского-Корсакова с В. П. Калафати (1901–1906) // Римский-Корсаков Н. Литературные произведения и переписка. Т. 7 / ред. А. С. Ляпуновой и Э. Э. Язовицкой. М., 1970. С. 335–340. (О Калафати см. вступ. ст. на с. 333–334).

Литература: Личный состав преподавателей научных классов, 1862–1912 // Пузыревский А. И., Сакетти Л. А. Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории. Изд. 2-е, доп. и испр. Пг., 1914. С. 176; Калафати В. П. // Бернандт Г. Б., Должанский А. Н. Советские композиторы: кр. биогр. спр. М., 1957. С. 245–246; Ямпольский И. М. Калафати В. П. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 653. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3315/Калафати; Калафати В. П. // Советские композиторы и музыковеды: справочник: в 3 т. Т. 2. М., 1981. С. 12; Мусин И. А. В. П. Калафати // Мусин И. А. Уроки жизни. СПб., 1995. С. 113; Новикова Е. Недопетая песня: о судьбе композиторов и музыковедов Ленинградской консерватории во время блокады // Малоизвестные страницы истории Консерватории: альманах. Вып. 9. СПб., 2008. С. 3–9; Дерменджиева С. В. П. Калафати. Ранние произведения и годы обучения в Санкт-Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: материалы межд. музыковедческой конференции, 19–22 марта 2010 года / [сост. Л. О. Адэр]. СПб., 2010. С. 226–230; Слонимский С. М. [В. П. Калафати] // Заметки о композиторских школах Петербурга XX века. СПб., 2012. С. 24; Павленкова Н. В. Василий Калафати, родом из Евпатории // Евпатория… От Керкинитиды до наших дней: история города-курорта. 2008–2013. URL: http://old.evpatoriya-history.info/art/kalafati.php. (Ст. опубл.: Павленкова Н. В. Возвращение Василия Калафати // Обозрение крымских дел. 2009. № 44 (20–27 нояб.).

Архивные источники

Калафати В. П. Cirriculum vitae Калафати. РО СПбГК. № 747. 4 с.; Калафати В. П. Список сочинений Калафати. РО СПбГК. № 748. 4 с.; Опросный лист Калафати В. П. 27.10.1918. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 36. Л. 69–69 об. (по арх. карт. НМБ СПбГК); Протокол правления ЛГК. 12.10.1926. § 1. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 318. Л. 85 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Протокол ком. по переизбранию проф. 2.5.1929 г. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 94.

А. Н. Цветкова, 2013