САККЕТТИ, Ливерий Антонович (1852–1916)

Кафедра теории музыки
Профессор

САККЕТТИ (фамилия отца — Сакетти), Ливерий Антонович (18/30 августа 1852, д. Усть-Кензарь Тамбовской губ. — 26 февраля / 10 марта 1916, Петроград, ныне Санкт-Петербург; Смоленское кладб.) — историк и теоретик музыки, эстетик, исследователь, лектор, музыкальный критик, педагог. Надворный советник (1914). Профессор 1-й степени (1901). Награжден орденами: Св. Станислава 3-й степени (1888), Св. Анны 3-й степени (1894), Св. Станислава 2-й степени (1900), Св. Анны 2-й степени (1904), Св. Владимира 4-й степени (1908). Почетный член Болонской филармонической академии (1888) и Музыкально-исторического общества имени гр. А. Д. Шереметева (1912).

Родился в семье итальянского артиста-флейтиста Императорских театров Санкт-Петербурга, принявшего российское подданство, впоследствии преподавателя фортепиано и пения в Тамбовском Александринском институте благородных девиц. Мать происходила из российских дворян.

Учиться игре на фортепиано начал в 7 лет у своего отца, игре на виолончели — в 11 лет. С 14 до 16 лет брал частные уроки игры на виолончели у К. Ю. Давыдова. Окончил Консерваторию по кл. игры на виолончели у Давыдова (1868–1874), удостоен диплома на звание свободного художника (выдан в 1875), а также по кл. практического сочинения у Н. А. Римского-Корсакова (1874–1878), награжден малой серебряной медалью. Среди учителей в Консерватории: И. К. Воячек (инструментовка), Ю. Иогансен (гармония, 2-й класс сольфеджио, контрапункт и формы, специальный контрапункт, канон и фуга), Г. А. Ларош (история музыки), Римский-Корсаков (специальная инструментовка), А. И. Рубец (элементарная теория, 1-й класс сольфеджио), А. С. Фаминцын (история музыки), Ф. Ф. Черни (фортепиано). Общее научное образование, полученное в Консерватории, впоследствии дополнил при содействии В. П. Острогорского, Ф. Ф. Гензера и А. Н. Веселовского. В 1895 выдержал экзамен в Испытательном комитете при Санкт-Петербургском учебном округе на первый классный чин при 6-й Санкт-Петербургской гимназии.

В Консерватории: преподаватель (1878), старший преподаватель (1883), профессор 2-й степени (1886), профессор 1-й степени (1901–1916). Член «второго» Временного комитета по управлению Консерватории (1905). Член Художественного совета Консерватории (1900-е[?]). Преподавал гармонию (1878–1916), сольфеджио (1879–1890, 1895–1916), историю музыки (1880–1916), контрапункт (1886–1887), энциклопедию (1887–1916). Разработал, способствовал введению в учебные планы и читал специальный курс эстетики в Консерватории (1883–1916), а также в Академии художеств (1886–1894), где работал преподавателем. Консерваторские лекции Саккетти по истории музыки и эстетике иногда посещал А. Г. Рубинштейн. Среди учеников — С. М. Майкапар, К. В. Мегвинет-Ухуцеси (профессор Тбилисской консерватории), С. С. Прокофьев, А. А. Тер-Ованнисян.

Неоднократно представлял за рубежом Императорское Русское музыкальное общество в качестве депутата, выступал с докладами на Международной музыкальной выставке в Болонье и Международной выставке в Брюсселе (1888), на Конгрессе истории музыки, проходившем в рамках всемирной выставки (Париж, 1900), на Международном конгрессе истории музыки, проходившем в рамках торжеств, посвященных 100-летию со дня смерти Й. Гайдна (Вена, 1909).

Преподаватель Общедоступных музыкальных классов при Педагогическим музее Военно-учебных заведений (не позднее 1885 — не ранее 1888). В Отделении искусств и технологии Императорской публичной библиотеки: младший помощник библиотекаря (1896–1911; до 1906 находился в подчинении В. В. Стасова, заведовавшего Отделением), старший помощник библиотекаря (1911–1915), библиотекарь с поручением зав. отделением (1915–1916). Обрабатывал фонды (каталогизировал материалы горизонтального хранения), обслуживал читателей. В 1910 принимал участие в обследовании московских Публичного и Румянцевского музеев. Редактор отдела музыки в «Большой энциклопедии» C. Н. Южакова (1900–1905). Один из учредителей Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей (1899), Народной консерватории в Санкт-Петербурге (1908), Музыкально-исторического общества имени гр. А. Д. Шереметева (1910).

На протяжении 1890–1910-х годов выступал в Санкт-Петербурге с общедоступными лекциями и лекциями-концертами, проходившими в Малом зале Консерватории, в Императорском Санкт-Петербургском университете на заседании Неофилологического общества, в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов, Императорском Русском археологическом обществе, Педагогическом музее Военно-учебных заведений, Музыкально-историческом обществе имени гр. А. Д. Шереметева, в помещениях музыкальных курсов И. А. Гляссера и Общества музыкальных педагогов и других музыкальных деятелей, в Соляном городке. Темы лекций: «Об отношении музыки к тексту», «О музыкальной художественности древних греков», «О красоте физической и духовной в природе и искусстве», «Задачи искусства», «Моцарт как оперный композитор» и др. В лекциях-концертах Саккетти принимали участие многие выдающиеся музыканты-исполнители, в частности, И. В. Ершов и Н. К. Акцери.

Публиковал статьи во многих газетах и журналах: «Голос» (1878–1880), «Вестник Европы» (1879, 1894), «Порядок» (1880–1881), «Педагогический листок» (1882), «Театр» (1883), «Вестник изящных искусств» (1885–1886), «Музыкальное обозрение» (1886), «Северный вестник» (1886), «Баян» (1888–1890), «Журнал Министерства народного просвещения» (1894, 1901, 1910), «Театр и искусство» (1897), «Русская музыкальная газета» (1898, 1910, 1913, 1916), «Научное обозрение» (1901), «Природа и жизнь» (1903), «Музыкальный мир» (1904), «Санкт-Петербургские ведомости» (1904), «Ежегодник императорских театров» (1910, 1914) и других.

Автор многочисленных научно-просветительских и учебно-методических работ: книг, статей, учебных пособий. Основной круг научных интересов: всеобщая история музыки, эстетика, история русской музыкальной культуры, вопросы музыкального образования, творчество западноевропейских и русских композиторов XVIII–XIX вв. (В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, М. И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Листа, А. Н. Серова, Н. А. Римского-Корсакова и др.). Важнейшие труды: «Очерк всеобщей истории музыки», первая подобная работа на русском языке (СПб., 1883, 1891, 1903, 1912), «Краткая историческая музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно» (СПб., 1896, 1900), сборник статей «…Из области эстетики и музыки» (СПб., 1896), «Эстетика в общедоступном изложении» в 2-х томах (СПб., 1905–1917), «Очерк пятидесятилетия деятельности Санкт-Петербургской консерватории» (совм. с А. И. Пузыревским; СПб., 1912, 1914), «История музыки всех времен и народов» (окончил только 3-й том; СПб., 1913). Среди учебно-методических работ — «Краткое руководство к теории музыки» (СПб., 1896, 1900, 1909), «История музыки» (СПб., 1902, 1903), «Сольфеджио в ключах разных авторов» в 4-х частях (СПб., б. г.) и другие.

Работы Саккетти нередко носят компилятивный характер. «Частое цитирование трудов зарубежных авторов превращало Саккетти в “скромного посредника” между западно-европейской наукой и русской публикой» (Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М., 1978. Стб. 818). Тем не менее, и учебно-методические и научно-просветительские труды исследователя широко использовались в качестве учебных пособий в отечественных музыкальных школах, училищах и консерваториях. В целом, литературная и лекторская деятельности Саккетти сыграли немаловажную роль, способствуя делу музыкального просвещения достаточно широких кругов русской публики конца XIX – начала XX веков.

Состоял в деловой и дружеской переписке со многими выдающимися деятелями русской культуры рубежа XIX–XX вв.: В. В. Бесселем, П. Л. Вакселем, А. К. Глазуновым, Н. А. Котляревским, С. Ф. Платоновым, А. Н. Пыпиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Л. Б. Бертенсоном, Н. Ф. Финдейзеном и другими.

Цитируемая литература

Силенок Л. Ю. Саккетти Ливерий Антонович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 818–819. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6721/Саккетти.

Нотография

Сборник образцовых музыкальных произведений прежних времен / сост. Л. А. Саккетти. СПб., 1892. 63 с.; Сольфеджио в ключах разных авторов: в 4-х ч. Ч. 2. Для двух голосов без сопровожд. / Выбор сделан Л. А. Саккетти. СПб.; М. б. г. 45 с.; Сольфеджио в ключах разных авторов: в 4-х ч. Ч. 3. Для трех и более голосов без сопровожд.: / Выбор сделан Л. А. Саккетти. СПб.; М., б. г. 87 с.

Библиография

Сочинения: Лекции по истории музыки. [СПб., 1882]. 190, [5] с.: нот.; Возвышенное, его идея и культурные проявления // Научное обозрение. 1901. № 4. С. 15–26, 30–44; Значение Вебера в современной оперной музыке // Русская музыкальная газета. 1913. № 2. Стб. 33–37. № 4. Стб. 97–102. № 5. Стб. 118–124. № 6. Стб. 153–159. № 7. Стб. 184–188; Глинка. Из «музыкальных силуэтов» К. Беллэга… // Русская музыкальная газета. 1916. № 51–52. Стб. 977–980; История музыки всех времен и народов: [проспект. СПб., 191?. 16] с.: ил.; Письма Л. А. Саккетти [С. В. Смоленскому] // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 6: С. В. Смоленский и его корреспонденты… Кн. 2. М., 2010. С. 773–779.

Литература: Силенок Л. Ю. Саккетти Ливерий Антонович: [библиогр. с 1898 по 1960] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 818–819. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6721/СаккеттиКокорина Е. Л. Саккетти Ливерий Антонович: [библиогр. с 1898 по 1979] // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. слов: [в 2 т.]. Т. 1: Императорская публичная библиотека, 1795–1917. СПб., 1995. С. 454; [Музыкальные новости] // Музыкальный мир. 1882. № 19 (8 дек.). С. 5. [О выходе из печати кн. Л. А. Саккетти «Очерк всеобщей истории музыки»]; Иванов М. Музыкальные наброски // Новое время. 1883. № 2722 (сент.); Г-в В. Несколько слов о задачах музыкальной критики. По поводу статьи г. Саккетти «Основы музыкальной критики», «Северный вестник» 1886 г., март и апрель // Муз. обозрение. 1886. № 7. С. 53–55; № 8. С. 61–63; Хроника // Русская музыкальная газета. 1896. № 3 (март). Стб. 362. [Отзыв о лекции Л. А. Саккетти «Об отношении музыки к тексту»]; Финдейзен Н. Рец. на кн.: Саккетти Л. Краткая историческая музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Изд. кн. маг. Ледерле СПб., 1896. (Библиография) // Русская музыкальная газета. 1896. № 6 (июнь). Стб. 667–668; М. Рец. на кн.: Саккетти Л. «Из области эстетики и музыки». СПб., 1896. // Русская музыкальная газета. 1896. № 12. Дек. Стб. 1653–1654. (Библиография); L. Рец. на кн.: Саккетти Л. Краткое руководство к теории музыки. Изд. кн. магаз. маг. Ледерле СПб. Ц. 1 р. 50 к. // РМГ. 1897. № 2. Февр. Стб. 351–352. (Библиография. Критика и отзывы); Ник. Ф[индейзен]. Ливерий Антонович Саккетти: [биогр. очерк] // Русская музыкальная газета. 1898. № 8 (авг.). С. 722–726; А. К. Лекция проф. Саккетти [«Главные моменты в развитии русского православного духовного пения»] // Русская музыкальная газета. 1900. № 52 (дек.). Стб. 1309–1311; Лекция профессора Л. А. Саккетти // Новости. 1900. № 84 (25 март.). С. 3–4; Саккетти Ливерий Антонович // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 1155–1156; Бернштейн Н. Д. Краткий очерк жизни и деятельности проф. Ливерия Антоновича Саккетти: По поводу 25-летнего пед. юбилея при СПб консерватории ИРМО. [СПб.], ценз. 1903. 17, [2] с.; Ю. К. Рец. на кн.: Саккетти Л. А. Очерк всеобщей истории музыки. Изд. 3-е. Бессель и Ко. 1903 // Русская музыкальная газета. 1904. № 4. Стб. 124–126. № 5. Стб. 157–159. (Библиография); [Лекция Л. А. Саккетти, посвященная Р. Шуману] // Русская музыкальная газета. 1908. № 4. Стб. 105. (Разные известия); Л. Рец. на кн.: Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. Т. 1. СПб., 1905. VII + 351 стр. Ц. 2 р. // Русская музыкальная газета. 1910. № 3 (17 янв.). Стб. 93–94; [Заметка о предстоящем юбилее творческой деятельности Л. А. Саккетти] // Театр и искусство. 1912. № 25 (июнь). С. 499. (Хроника); Финдейзен Н. Проф. Ливерий Антонович Саккетти // РМГ. 1912. № 51. Стб. 1137–1139; Чествование проф. С.-Петербургской консерватории С. Ф. Цурмюлен и Л. А. Саккетти // Речь. 1913. № 325. 27 нояб. С. 5; Петр В. По поводу IV изд. «Очерка всеобщей истории музыки» проф. Пг. Консерв. Л. А. Саккетти // Русская музыкальная газета. 1915. № 29–30. Стб. 465–473; Бр. Л. А. Сакетти: [Некролог] // Муз. современник. 1916. № 19. С. 50–52; Саккетти Ливерий Антонович. [Некролог] // Русская музыкальная газета. 1916. № 10. Стб. 214; Саккетти Ливерий Антонович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории. Л., 1962. С. 269; Силенок Л. Ю. Саккетти Ливерий Антонович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978. Стб. 818–819. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/6721/Саккетти; Саккетти Ливерий Антонович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 3. М., 1979. С. 48–49; [Келдыш Ю. В. Об «Очерке всеобщей истории музыки» Л. А. Саккетти] // История русской музыки: В 10 т. Т. 7: 70–80-е годы XIX века. Ч. 1. М., 1994. С. 75–76; Кокорина Е. Л. Саккетти Ливерий Антонович // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. слов. Т. 1: Императорская публичная библиотека, 1795–1917. СПб., 1995. С. 453–454; Резников А. М. Л. А. Саккетти — музыкант, эстетик, профессор Петербургской консерватории // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 74–76; [О Л. А. Саккетти] // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 4: Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания: Казань, Москва, Петербург. М., 2002. С. 560–561; Профессор Ливерий Антонович Саккетти (курс истории музыки и эстетики) // Майкапар С. М. Из музыкально-педагогического наследия. Вып. 1. М., 2003. С. 114–120.

Иконография

Кокорина Е. Л. Саккетти Ливерий Антонович // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: биогр. слов. Т. 1: Императорская публичная библиотека, 1795–1917. СПб., 1995. С. 454. [Иконогр. Л. А. Саккетти. 1903, 1917]; Саккетти Л. А. [Портрет 8 x 10 см.]. (К 35-летию музыкально-педагогической деятельности) // Театр и искусство. 1912. № 25 (июнь). С. 501; Л. А. Сакетти. Петербург, 1912: [портрет] / фото К. Буллы. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 6: С. В. Смоленский и его корреспонденты… Кн. 2. М., 2010. [вкл. л. 1].

Архивные источники

Дело преподавателя Консерватории Л. Саккетти. 1880–?. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 139. 107 л.; [Личное дело Л. А. Саккетти]. Арх. РНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 91; Фаминцын А. С. Материалы: Саккетти Л. А. 1883–1894 гг. ОР РНБ. Арх. А. С. Фаминцына. Ф. 805. Оп. 1. Ед. хр. 261. 5 л.; [В ОР РНБ хранится более 60 писем Л. А. Саккетти].

М. И. Алейников, 2012