Мои воспоминания об Иване Вышнеградском

Мои воспоминания об Иване Вышнеградском

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Иван Вышнеградский, Брюс Матер, микротоновая музыка, Елена Бенуа, Люсиль Гайден, Пьеретт Лепаж, Дариус Мийо, Клод Баллиф, Бенгт Хамбреус, Поль Мефано, Оливье Мессиан, Николай Обухов.

Автор: Брюс Матер

Сведения об авторе: БРЮС МАТЕР

Композитор, пианист, профессор (1966–2001) Университета Макгилла (University McGill, Монреаль, Канада)

845 Sherbrooke Street West, Montréal, Québec H3A 0G4, Canada

Дата поступления: 31.08.2020

Дата публикации: 15.03.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.005

Аннотация

Воспоминания канадского композитора Брюса Матера представляют собой уникальное свидетельство о последних годах жизни и творчества выдающегося русского композитора Ивана Вышнеградского (1893–1979), одного из  основоположников европейской микротоновой музыки. Под пером Матера личность Вышнеградского предстает во всей своей полноте: как композитора, теоретика, педагога, подвижника. Особую ценность тексту воспоминаний придают письма Вышнеградского, в которых запечатлен стиль речи и мышления композитора. Одновременно Матер короткими, но точными штрихами передает дух эпохи и нюансы художественной жизни Франции и Канады 1970-х годов. На русском языке «Воспоминания» Брюса Матера публикуются впервые.

Литература

[1] Вышнеградский 2001 — Иван Вышнеградский: Пирамида жизни: Дневники, письма, воспоминания // Русское музыкальное зарубежье в  материалах и  документах : [в 2 кн.]. Кн. 2 / сост. и ред. А. Л. Бретаницкая, публ. Е. Г. Польдяева. Москва : Композитор, 2001. 320 с.

[2] Остер 2010 — Остер, Пол. Запертая комната // Остер, Пол. Нью-Йоркская трилогия / перевод с англ. С. Э. Таска. Москва : Эксмо-Пресс, 2010. 416 с. Электронная версия: knigi-for.me, [?–2021]. URL: https://knigi-for.me/books/proza/ sovremennaja-proza/page-1-121835-pol-oster-zapertaya-komnata.html (дата обращения: 15.03.2021).

[3] Gayden 1973 — Gayden L. Ivan Wyschnegradsky. Frankfurt am Mein: Peters, 1973. 39 S.

[4] Wyshnegradsky 1972 — Wyshnegradsky, Ivan. L’ultrachromatisme et les espaces non octaviants // La Revue musicale. 1972. Nr. 290–291, рр. 73–130.

Для цитирования: Матер, Брюс. Мои воспоминания об Иване Вышнеградском /  перевод с  фр. Лидии Семёновой; публикация, общая редакция и  комментарии Игоря Воробьёва // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 1. С. 91–122. DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.005.

My Memories of Ivan Wyschnegradsky

Keywords: van Wyschnegradsky, Bruce Mather, microtonal music, Hélène Benois, Lucile Gayden, Pierrette Lepage, Darius Milhaud, Claude Ballif, Bengt Hambraeus, Paul Mefano, Olivier Messiaen, Nicolas Oboukhov.

Author: Bruce Mather

About the author

Composer, pianist. Professor (1966–2001) of the University McGill (Montréal, Canada)

845 Sherbrooke Street West, Montréal, Québec H3A 0G4, Canada

Submitted on: 31.08.2020

Published on: 15.03.2021

Abstract

“My memories of Ivan Wyschnegradsky” by Canadian composer Bruce Mather is one of the unique testimonies about the last years of life and work (1974–1978) of the outstanding Russian composer, one of the founders of European microtonal music. Under the pen of Mather, Wyschnegradsky’s personality appears in its entirety: as a composer, theorist, teacher, and ascetic. Wyschnegradsky’s letters, which capture the composer’s style of speech and thinking, add special value to the text of his memoirs. At the same time, Mather conveys the spirit of the time and the nuances of the artistic life of France and Canada in the 1970s in short but precise strokes. In Russian, “Memoirs” by Bruce Mather is published for the first time.

Works Cited

[1] Wyschnegradskiy, Ivan A. (2001). “Ivan Wyschnegradskiy: Piramida zhizni: Dnevniki, pis’ma, vospominaniya” [“Ivan Wyschnegradskiy: Pyramid of life: Diaries, letters, memories”]. In Russkoe muzykal’noe zarubezh’e v materialakh i dokumentakh [Russian music abroad in Materials and Documents]: [in 2 books]. Book 2, edited by Alla L. Bretanitskaya, publication by Elena G. Pol’dyaeva. Moscow: Kompozitor, 320 p. (in Russian).

[2] Auster, Paul (2010). “Zapertaya komnata” [“Actes Sud”]. In Paul Auster, N’yu-Yorkskaya trilogiya [The New York Trilogy], translated from English Sergey E. Task (in Russian). Available at: https://knigi-for.me/books/proza/ sovremennaja-proza/page-1-121835-pol-oster-zapertaya-komnata.html (accessed 01.03.2021)

[3] Gayden, Lucile (1973). Ivan Wyschnegradsky. Frankfurt am Mein: Peters, 39 S.

[4] Wyshnegradsky, Ivan (1972) “L’ultrachromatisme et les espaces non octaviants”. In La Revue musicale, no. 290–291 (1972), pp. 73–130.

For citation: Mather, Bruce. “My Memories of Ivan Wyschnegradsky”, translated from the French by Lidia Semyonova, рublication, general edition and comments by Igor Vorobyov. In Opera musicologica, vol. 13, no. 1 (2021), pp. 91–122 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.005.