Интонационно-тематические процессы в симфонической поэме Альфонса Дипенброка «В великом молчании»

Интонационно-тематические процессы в симфонической поэме Альфонса Дипенброка «В великом молчании»

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Альфонс Дипенброк, Фридрих Ницше, Густав Малер, рецепция, гимн, интонационная фабула, полимотивная система.

Автор: Екатерина Девятко

Сведения об авторе: ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА ДЕВЯТКО

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1747-925X
SPIN-код: 9784-8696
e-mail: dkatary@yandex.ru

Аспирант, преподаватель кафедры истории музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова

185031 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16

Дата поступления: 14.04.2020

Дата публикации: 15.09.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.002

Аннотация

В статье раскрываются особенности интонационно-тематического развития в симфонической поэме Альфонса Дипенброка «В великом молчании» на текст афоризма Фридриха Ницше. Сочинение для баритона и оркестра нидерландского композитора рассматривается в аспекте рецепции Третьей симфонии Густава Малера. Для Дипенброка, в композиторском наследии которого преобладают вокальные сочинения, знакомство с симфоническим творчеством Малера в начале 1900-х годов оказалось судьбоносным. Эффект влияния музыки Малера, как и философии Ницше, способствовал рождению музыкального феномена — поэмы, ставшей одной из вершин композиторской деятельности Дипенброка. К этой вершине его привел не только творческий опыт, но и опыт истинного христианина-католика, что в первую очередь сказалось на своеобразии интерпретации текста афоризма немецкого философа, а также обусловило сближение с замыслом Третьей симфонии Малера. В статье демонстрируются идейные параллели и пересечения содержания поэмы Дипенброка и симфонии Малера на концептуальном, композиционном и драматургическом уровнях. Одной из ключевых граней данного сопоставления становится явление «интонационной фабулы» (И. Барсова). Впервые представлен анализ полимотивной системы вокально-оркестрового сочинения Дипенброка и процессов ее развития, олицетворяющей триединство принципов малеровского симфонического метода, философии Ницше и традиций средневековой католической церковной музыки.

Литература

Барсова 2007 — Барсова И. А. Поздний романтизм и антиромантизм в свете риторического типа творчества // Барсова И. А. Контуры столетия. Из истории русской музыки ХХ века. Москва : Композитор, 2007. С. 212–226.

Барсова 2019 — Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. Изд. 4-е. Санкт-Петербург : Издательство имени Н. И. Новикова, 2019. 584 с.

Малер 1968 — Густав Малер. Письма. Воспоминания / сост., автор вступ. ст. и примеч. И. А. Барсова; пер. С. А. Ошерова. 2-е изд., Москва : Музыка, 1968. 636 с.

Дальхауз 2019 — Дальхауз К. Избранные труды по истории и теории музыки / сост., пер. с нем., послесл., коммент. С. Б. Наумовича. Санкт-Петербург : Издательство имени Н. И. Новикова, 2019. 420 с.

Девятко 2019 — Девятко Е. Д. Музыкальная ницшеана Альфонса Дипенброка // Проблемы
музыкальной науки. 2019. № 3. С. 21–32.

Дегтярева 2004 — Дегтярева Н. И. О «фаустовских» мотивах в Третьей и Восьмой симфониях Густава Малера // Гёте и музыка: сб. ст. к 250-летию со дня рождения поэта / отв. ред. и сост. А. В. Гусева. Санкт-Петербург : Издательство СПбГПУ, 2004. С. 104–108.

Денисов 2019 — Денисов А. В. Метаморфозы музыкального текста. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 189 с.

Лаул 1987 — Лаул Р. Мотив и музыкальное формообразование. Ленинград : Музыка, 1987. 77 с.

Фромм 2018 — Фромм Э. Искусство любить / пер. с англ. А. В. Александровой. Москва : Издательство АСТ, 2018. 221 с.

Nietzsche 1881 — Nietzsche F. Aforism 423. Im grossen Schweigen // Mörgenrothe. Gedanken über die moralischen Vorurtheile. Fünftes Buch. Chemnitz, 1881. S. 283–284.

Samama 2012 — Samama L. Alphons Diepenbrock. Componist van het vokale. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012. 321 p.

Intonation-Thematic Processes in the Symphonic Poem by Alphons Diepenbrock “In Great Sience”

Keywords: Alphons Diepenbrock, Friedrich Nietzsche, Gustav Mahler, reception, hymn, intonation plot, polymotive system.

Author: Ekaterina D. Devyatko

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1747-925X
SPIN-код: 9784-8696
e-mail: dkatary@yandex.ru

Graduate student, Lecturer of the Department of Music History at the Petrozavodsk State Glazunov Conservatory

16 Leningradskaya St., Petrozavodsk, Republic of Karelia 185031, Russia

Submitted on: 14.04.2020

Published on: 15.09.2020

Abstract

The article reveals the features of intonation-thematic development of the Alphonse Diepenbrock’s symphonic poem “In Great Silence” based on the text of Friedrich Nietzsche’s aphorism. The composition for baritone and orchestra by the Dutch composer is considered in the aspect of reception of Gustav Mahler’s Third Symphony. For Diepenbrock, whose compositional legacy is dominated by vocal compositions, the introduction to Mahler’s symphonic work in the early 1900s proved to be fateful. The effect of Mahler’s music, as well as Nietzsche’s philosophy, contributed to the birth of a musical phenomenon — a poem that became one of the peaks of Diepenbrock’s compositional activity. It was not only his musical experience that brought him to this peak, but also the experience of a true Catholic Christian, which first of all affected the originality of the interpretation of the text of the German philosopher's aphorism, and also caused him to come closer to the idea of Mahler’s Third Symphony. The article demonstrates the ideological parallels and intersections of the content of Diepenbrock’s poem and Mahler’s Symphony on the conceptual, compositional and dramatic levels. One of the key facets of this comparison is the phenomenon of “intonation plot” (Inna Barsova). For the first time, we present an analysis of the polymotival system of Diepenbrock’s vocal and orchestral composition and its development processes, which embodies the trinity of the principles of Mahler’s symphonic method, Nietzsche’s philosophy and the traditions of medieval Catholic Church music.

Works Cited

Barsova, Inna A. (2007). “Pozdniy romantizm i antiromantizm v svete ritoricheskogo tipa tvorchestva.” In Inna A. Barsova, The contours of the century. From the history of Russian music of the 20th century. Moscow : Kompozitor, pp. 212–226 (in Russian).

Barsova, Inna A. (2019). Simfonii Gustava Mahlera [The Symphonies of Gustav Mahler]. 4th edition. St. Petersburg : Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova. 584 p. (in Russian).

Dahlhaus, Carl (2019). Izbrannye trudy po istorii i teorii muzyki [Selected works on the history and theory of music], compiled and transl. from the Deutsch, afterword, commentaries by Stepan B. Naumovich. St. Petersburg: Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova, 2019. 420 p. (in Russian).

Degtyareva, Natalia I. (2004). “O ‘faustovskikh’ motivakh v Tret’ey i Vos’moy simfoniyakh Gustava Mahlera” [“About ‘Faustian’ motives in Gustav Mahler’s Third and Eighth symphonies”]. In Goethe i muzyka [Goethe and music]: collection of articles for the 250th anniversary of the poet’s birth], responsible organization and edited by Aelita V. Guseva. St. Petersburg: Izdatel’stvo SPbGPU, pp. 104–108 (in Russian).

Denisov, Andrei V. (2019). Metamorfozy muzykal’nogo teksta [Metamorphoses of a musical text]. Second edition. Moscow: Izdatel’stvo Yurayt, 189 p. (in Russian).

Devyatko, Ekaterina D. (2019). “Muzykal’naya nitssheana Alphonsa Diеpenbroсka” [“The Musical Nietzscheana of Alphons Diepenbrock”]. In Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship], no. 3 (2019), pp. 21–32 (in Russian).

Fromm, Erich (2018). Iskusstvo lyubit’ [The Art of loving]. Transl. from the English by A. V. Aleksandrova. Moscow: Izdatel’stvo AST, 221 p. (in Russian).

Laul, Rein H. (1987). Motiv i muzykal’noe formoobrazovanie [Motive and musical formation]. Leningrad: Muzyka, 77 p. (in Russian).

Mahler, Gustav (1968). Gustav Mahler. Pis’ma. Vospominaniya [Gustav Mahler. Letters. Memories], compiled edited and with a preface and annot. by Inna A. Barsova; Transl. by Sergey A. Osherov. Second edition. Moscow: Muzyka, 636 p. (in Russian).

Nietzsche, Friedrich (1881). “Aforism 423. Im grossen Schweigen” In Mörgenrothe. Gedanken über die moralischen Vorurtheile. Fünftes Buch. Chemnitz, S. 283–284.

Samama, Leo (2012). Alphons Diepenbrock. Componist van het vokale. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012. 321 p.

For citation: Devyatko, Ekaterina D. “Intonation-Thematic Processes in the Symphonic Poem by Alphons Diepenbrock ‘In Great Silence’ .” In Opera musicologica, vol. 12, no. 3 (2020), pp. 23–45 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.002.