Концерт к юбилею профессора консерватории И.В. Розанова

8 октября в 19 часов в Малом Зале имени А.К. Глазунова состоится концерт, посвященный юбилею доктора искусствоведения, профессора Ивана Васильевича РОЗАНОВА. В программе прозвучат сочинения, представляющие музыку от барокко до наших дней.

Исполнители: заслуженный артист Росси Даниэль Зарецкий (орган), доцент Елена Серединская (клавесин), Дипломанты международных конкурсов Марина Вяйзя, Юлия Глазкова, Антон Болдырев, Евгения Казакова, Дина Хина, Екатерина Лихина, Любовь Носова (клавесин, орган), Российский ансамбль старинной музыки – художественный руководитель Владимир Шуляковский, камерный оркестр Санкт-Петербургской консерватории - художественный руководитель и дирижер – Аркадий Штейнлухт.

Иван Васильевич Розанов – доктор искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории, профессор кафедры органа, клавесина и карильона СПбГУ.

И.В. Розанов родился в 1938 в городе Пекине; в 1957 г. репатриировал в СССР. Пианист, клавесинист, историк и теоретик клавирного искусства, Розанов окончил в 1966 г. Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у заслуженного артиста РФ, профессора Александра Ивановича Ихарева и аспирантуру под руководством профессора, доктора искусствоведения Л. А.Баренбойма (1971). Работает в С.-Петербургской консерватории с 1971 г. Кандидатская диссертация "Принципы клавирной педагогики и исполнительства во Франции и Германии первой по¬ловины XVIII века (на материалах французских и немецких трактатов)" (1981) выполнена под руководством Л. А. Баренбойма. Докторская диссертация «От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов», защищена в апреле 2002 г.

И. В. Розанов в течение многих лет возглавлял кафедру органа и клавесина, образованную при фортепианном факультете Санкт-Петербургской консерватории. Начиная 1987года и по настоящее время, ведет класс клавесина. С 2006 ― ведет класс клавесина и лекционные курсы в Санкт-Петербургском университете (Факультет искусств).

Воспитанники Ивана Васильевича Розанова – лауреаты многочисленных международных конкурсов. В 1995 г. студент фортепианного класса И. В. Розанова Антон Болдырев завоевал звание лауреата (II премия) на международном конкурсе им. Баха в Саарбрюкене (Германия). Ольга Котлярова – лауреат второй премии в номинации клавесин на конкурсе-фестивале «Австрийская барочная Академия - 2005». Евгения Казакова и Елена Чупахина – лауреаты Первого межвузовского конкурса клавесинистов, проводимого в Санкт-Петербургской консерватории. Научные интересы И. В. Розанова находятся в основном в сфере теории и практики западно-европейского музыкального клавирного искусства XVI-XVIII столетий. В числе публикаций монография, написанная в соавторстве с кандидатом искусствоведения (ныне доктором искусствоведения), А. А. Пановым: Ivan Rosanoff and Alexei Panov. ESSAYS on Problems of Rhythm in Germany in the XVIII-th Century: Overdotting and the so-called Taktenlehre (a research of sources). Musik-Edition Lucie Galland. ¾ Heilbronn (Germany), 1996. Две работы посвящены проблемам исполнения орнаментики в музыке далекого прошлого: Розанов И. В. К проблеме орнаментики в Искусстве фуги И. С. Баха. Текстология и интерпретация. // ВТОРЫЕ БАХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:ИСКУССТВО ФУГИ. Материалы научной конференции, март 1993 г. - СПб, 1993. с. 94-128; Трактат Николо Паскуали (Эдинбург, ок. 1758) и проблемы исполнения орнаментики в английской музыке конца XVII- первой половины XVIII вв. // ИССЛЕДОВАНИЯ, ПУБЛИЦИСТИКА. К XX-летию кафедры музыкальной критики. Сборник научных статей. Санкт-Петербургская Государственная консерватория. - 1997, с. 242-320.

Большое место в исследованиях И. В. Розанова занимает фигура К.Ф.Э. Баха; последний фактически является "главным действующим лицом" в монографии «От клавира к фортепиано». Исполнительские принципы К.Ф.Э. Баха освещаются во вступительных статьях к следующим изданиям И. В. Розанова: К.Ф. Э. Бах. СОНАТЫ для фортепиано. Sonaten für Klavier. Вступительная статья, редакция, текстологическая работа И. В. Розанова. Тетрадь I, - Л., 1988; тетрадь II, Л., 1989.

В соавторстве с А. А. Пановым на русском языке опубликован ряд работ: Альтерация ритма пунктирных фигур в инструментальной музыке Германии второй половины XVIII в. - Л. 1991; Временная организация музыки барокко. (Традиция неровных нот.) // История, теория, исполнительская практика. - Л. 1991; “Les NotesInégales” и их использование в интерпретации французской музыки XVIII столетия. // Органное искусство, вып. 3. — М., 1995. с. 89 94. CLAVIERSCHULE В. А. Моцарта // Критика. Публицистика. Страницы истории. К ХХХ-летию кафедры музыкальной критики. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2006, с. 245-265. О пральтриллере К. Ф. Э. Баха. // ВОСЬМЫЕ БАХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: РАБОТА НАД ФУГОЙ: МЕТОД И ШКОЛА И. С. БАХА.Материалы конференции, 20-27 апреля 2006 года. Санкт-Петербург, 2008 г.,31-65.

Доклады и лекции на английском языке читались И. В. Розановым в Университете Вены в 1992 в Institut für Musikwissenschaft der Universität Wien на тему: “Исполнение трели в клавирной музыке первой половины XVIII в. Аутентичные материалы и противоречия в их интерпретациях современными учеными”, в Вашингтоне в George Mason University (1997 г.) на тему: “Концепция альтерации ритма И. И. Квантца и ее толкования в XX в.”, там же мастер-класс по специальному фортепиано с лекцией на тему: “Трактат Франсуа Куперена: основные принципы клавесинного исполнительства”.