ПРИЕМЫ РАЗРАБОТОЧНОГО РАЗВИТИЯ (ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ КУРСА «ОСНОВЫ АНАЛИЗА МУЗЫКИ»)

Приемы разработочного развития
(шестая лекция курса «Основы анализа музыки»)

Скачать pdf    .

(окончание лекции о приёмах разработочного развития) 

Начало см.:

Оpera musicologica. 2018. № 1 (35). С. 34–50;

Оpera musicologica. 2018. № 2 (36). С. 6–25;

Оpera musicologica. 2018. № 4 (38). С. 66–84.

Ключевые слова: анализ музыкальных произведений, музыкальная форма, эпизодическая тема, производная тема, варьирование, полифонические варианты, приёмы подвижного контрапункта, полифонические структуры.

Автор: Рейн Лаул

Сведения об авторе: РЕЙН ХЕЙНРИКОВИЧ ЛАУЛ

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2615-4342
SPIN-код: 3268-5093 
e-mail: itf@conservatory.ru 

Доктор искусствоведения, профессор, ведущий специалист по жанрам творчества исследовательской группы Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 15.12.2019

Дата публикации: 15.04.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.004

Аннотация

Настоящий материал продолжает серию публикаций лекций Рейна Лаула по анализу музыки в Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории. Шестая лекция завершает обзор приемов разработочного развития музыкального материала. В нее вошли шесть из двадцати пяти приемов в авторской классификации (эпизодическая тема, производная тема, варьирование, полифонические варианты, приемы подвижного контрапункта, полифонические структуры), способствующей систематизации разработочных процессов. 

В поле зрения автора включены неспецифически сонатные способы преобразования музыкального материала, благодаря чему сонатность предстает в гибком и взаимодополняющем взаимодействии с иными принципами формообразования. 

Особое внимание уделено специфике применения полифонических средств развития музыкального материала в контексте сонатного формообразования. В ходе детального рассмотрения финала симфонии В. А. Моцарта «Юпитер» оказываются тесно связанными технологический, композиционно-драматургический и стилевой аспекты становления музыкальной формы. 

Заключительный раздел, обобщающий содержание лекции в целом, содержит пример практического применения предлагаемой автором методологии. Тем самым доказывается ее целесообразность и высокая эффективность как в аспекте анализа интонационной драматургии музыкального произведения, так и в достижении главной аналитической цели — в формировании объективного представления о содержательной сути каждого этапа в развёртывании музыкальной композиции.

Литература

Аберт 1990 — Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 2. Кн. 2. Москва: Музыка, 1990. 560 с.

Лаул 2015 — Лаул Р. Г. Об анализе музыкальных произведений (вводная лекция курса «Основы анализа музыки») // Оpera musicologica. 2015. № 1 (23). С. 17–25.

Мазель 1991 — Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Москва: Советский композитор, 1991. 375 с.

Для цитирования: Лаул Р. Х. Приемы разработочного развития (лекции курса «Основы анализа музыки») // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 1. С. 53–69. DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.004.

The Aspects of the Developmental Method
(the sixth lecture from the Course “Fundamenthals of Music Analysis”)

Keywords: analysis of musical compositions, musical form, episodic theme, derivative theme, variation, polyphonic variants, techniques of mobile counterpoint, polyphonic structures.

Author: Rein H. Laul

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2615-4342
e-mail: itf@conservatory.ru 

Doctor of Art History, Professor, Leading specialist in creativity genres of the Research group of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 15.12.2019

Published on: 15.04.2020

Abstract

This material continues the series of publications of R. H. Laul’s lectures on music analysis at the Leningrad (Saint Petersburg) Rimsky-Korsakov State Conservatory. The sixth lecture concludes the review of techniques for developing musical material. It discusses six of the twenty-five techniques in the author’s classification (episodic theme, derived theme, variation, polyphonic variants, mobile counterpoint techniques, polyphonic structures), which contributes to systematization of the development processes.

The author’s field of view includes non-specific Sonata methods of transforming the musical material, so that sonateness appears in a flexible and complementary interaction with other principles of formation. 

Special attention is paid to the specifics of using polyphonic means of developing musical material in the context of Sonata formation. The detailed examination of the finale of Mozart’s Symphony Jupiter, shows that technological, compositional, dramatic, and stylistic aspects of the formation of a musical form appear to be closely related.

The final section summarizing the content of the lecture as a whole contains an
example of practical application of the methodology proposed by the author, proving its expediency and high efficiency not only in the aspect of analyzing the intonation drama of a musical work, but also of achieving the main analytical goal to form a reasoned judgment about the content of each stage in the deployment of a musical composition.

Works Cited

Abert, Hermann (1990). W. A. Mozart. Pt. 2. Iss. 2. Moskow : Muzyka. 560 p. (in Russian). 

Laul, Rein H. (2015). Ob analize muzykal’nykh proizvedeniy (vvodnaya lektsiya kursa “Osnovy analiza muzyki”) [On the analysis of musical works (introductory lecture of the course “Fundamentals of music analysis”)]. In Оpera musicologica, 2015, no. 1 [23], рр. 17–25 (in Russian).

Mazel’, Lеv A. (1991). Voprosy analiza muzyki. [Questions of the analysis of music]. Moskow: Sovetskiy kompozitor. 375 p. (in Russian).

For citation: Laul, Rein H. The Aspects of the Developmental Method (the sixth lecture from the Course “Fundamenthals of Music Analysis”). In Оpera musicologica, vol. 12, no. 1 (2020), pp. 53–69 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.004.