ДРЕЗДЕНСКИЕ ПАМЯТНЫЕ ВСТРЕЧИ: ВЛАДИМИР ЩЕРБАЧЁВ — НИКОЛАЙ МЕТНЕР

Дрезденские памятные встречи: Владимир Щербачёв — Николай Метнер

Скачать pdf   а

Ключевые слова: В. В. Щербачёв, Н. К. Метнер, петербургская (ленинградская) композиторская школа, московская композиторская школа.

Автор: Раиса Слонимская

Сведения об авторе: РАИСА НИКОЛАЕВНА СЛОНИМСКАЯ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0988-1006
SPIN-код: 9115-7058
e-mail: raisa1970@mail.ru

Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры

191186 Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Дата поступления: 12.11.2019

Дата публикации: 15.04.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.002

Аннотация

В статье рассматриваются взаимоотношения выдающихся музыкальных деятелей русской культуры Владимира Владимировича Щербачёва и Николая Карловича Метнера. Фактический материал анализируется на основе писем Щербачёва к жене, Марии Илларионовне, написанных в период командировки 1922–1923 годов в Пильниц под Дрезденом. В письмах раскрывается атмосфера музыкальной культуры Германии этого периода (в том числе — постановка в Дрезденской опере «Бориса Годунова» Модеста Петровича Мусоргского). Подробно описывается процесс работы Щербачёва над партитурой монументального симфонического полотна — Второй симфонии на стихи Александра Блока и приводится мнение Метнера о ней. Раскрываются музыкально-эстетические позиции Щербачёва и Метнера в отношении разных сторон техники сочинения, педагогики, исполнительского искусства. Одна из ключевых проблем — сохранение традиции и радикальное новаторство, вызывавшее у Метнера весьма сложную реакцию. В целом, письма музыкантов дают возможность воссоздать живой и органичный облик двух композиторов разных творческих ориентаций, но искренне переживающих за музыкальное искусство. В конце статьи представлена роль Щербачёва в становлении ленинградской школы композиции.

Литература

Буш 1983 — Буш Ф. Из жизни музыканта / пер. с нем., [предисл. и коммент.] Дж. Далгата. Ленинград: Музыка, 1983. 184 с.

Метнер 1973 — Н. К. Метнер. Письма / сост. и ред., коммент. и вступ. ст. З. А. Апетян. Москва: Советский композитор, 1973. 616 с.

Мэтью-Уокер 1998 — Мэтью-Уокер Р. Рахманинов / пер. с англ. С. М. Каюмова. Челябинск: Урал LTD, 1998. 199 с. (Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

Слонимская 2006 — Слонимская Р. Чувство пути. Композитор Владимир Щербачёв. Санкт-Петербург: Композитор, 2006. 240 с.

Слонимская 2012 — Слонимская Р. Симфоническое творчество Владимира Щербачёва в контексте культуры. Санкт-Петербург: Композитор, 2012. 208 с.

Слонимская 2013 — Слонимская Р. Н. В. В. Щербачёв в Петербургской консерватории // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862–2012: сборник статей по материалам Международного симпозиума, посвященного 150-летию консерватории (20–22 сентября 2012 года) / ред.-сост.: Н. И. Дегтярева (отв. ред.), Н. А. Брагинская; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2013. С. 166–174.

Щербачёв 1985 — В. В. Щербачёв. Статьи. Материалы. Письма / сост. Р. Н. Слонимская; ред. А. Н. Крюков. Ленинград: Советский композитор, 1985. 360 с.

Щербачёва 1941 — Щербачёва М. И. Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже / Гос. Эрмитаж. Ленинград: Б. и., 1941. 48, 18 с.

Щербачёва 1945 — Щербачёва М. И. Натюрморт в голландской живописи / Гос. Эрмитаж. Ленинград:  типо-литогр. Изд-ва Акад. наук СССР тип. им. Ив. Фёдорова, 1945. 73 с.

Для цитирования: Слонимская Р. Н. Дрезденские памятные встречи: Владимир Щербачёв — Николай Метнер // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 1. С. 25–39. DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.002.

Dresden Commemorative Meetings: Vladimir Scherbachev — Nikolay Medtner

Keywords: Vladimir V. Scherbachev, Nikolay K. Medtner (Metner), St. Petersburg (Leningrad) Composer School, Moscow Composer School.

Author: Raisa N. Slonimskaya

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0988-1006
e-mail: raisa1970@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Grand Doctor of Philosophy in Musicology and Cultural Science, Professor of Department of Music Theory and History of the Saint Petersburg State Institute of Culture

2 Dvortsovaya Naberezhnaya, St. Petersburg 191186, Russia

Submitted on: 12.11.2019

Published on: 15.04.2020

Abstract

The article considers the relationship of outstanding music figures of the Russian culture Vladimir V. Scherbachev and Nikolay K. Medtner. The analyzed factual material is based on Scherbachev’s letters to his wife Maria Illarionovna, written during a one-year trip to Pillnitz on the Elbe near Dresden 1922–1923. The letters reveal the atmosphere of musical culture of Germany of this period (including the production of “Boris Godunov” by Mussorgsky in the Dresden opera house). The author gives a detailed description of the process of Scherbachev’s work on the score of the monumental symphonic canvas — the Second Symphony on the poems by A. Blok, — and Medtner’s opinion about it. In general, the letters of the two musicians give us an opportunity to recreate living and organic image of the two composers possessing different creative bearings, but sincerely worried about the music art.

Works Cited

Bush, Fritz (1983). Iz zhizni muzykanta [Aus dem Leben eines Musikers], translated from German, and with a preface and commentaries by Dzh. Dalgat. Leningrad: Muzyka, 184 p. (in Russian).

Medtner, Nikolai K. (1973). N. K. Medtner. Pis’ma [N. K. Medtner. Correspondence], compiled and edited, and with a preface and commentaries by Z. A. Apetyan. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 616 p. (in Russian).

Matthew-Walker, Robert (1998). Rachmaninoff, translated from English by S. M. Kayumov. Chelyabinsk: Ural LTD, 1998. 199 p. (in Russian).

Slonimskaya, Raisa N. (2006). Chuvstvo puti. Kompozitor Vladimir Scherbachev [Sense of path. Composer Vladimir Scherbachev]. St. Petersburg: Kompozitor, 240 p. (in Russian).

Slonimskaya, Raisa N. (2012). “Poetika A. Bloka v simfonicheskom tvorchestve V. Sherbacheva” [“Poetics of Alexander Blok in symphonic works by V. Scherbachev”]. In Muzykal’noe obrazovanie v sovremennom mire: dialog vremen: sbornik statey po materialam IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (2–3 dekabrya 2011 goda) [Music education in the modern world: Dialogue between times: Proceedings of the 4th International research and practice conference (December 2–3, 2011)], compiled and edited by M. V. Vorotnoy, R. G. Shitikova. Part 2. St. Petersburg : Herzen Univ. Publishing House, pp. 149–161 (in Russian).

Slonimskaya, Raisa N. (2013). “V. V. Sherbachev v Peterburgskoy konservatorii” [“V. V. Scherbachev at the St. Petersburg Conservatory”]. In Sankt-Peterburgskaya konservatoriya v mirovom muzykal’nom prostranstve: kompozitorskie, ispolnitel’skie, nauchnye shkoly. 1862–2012: sbornik statey po materialam Mezhdunarodnogo simpoziuma, posvyashchennogo 150-letiyu konservatorii (20–22 sentyabrya 2012 goda) [The St. Petersburg Conservatory in the world music space: composing, performing, scientific schools. 1862–2012: collection of articles based on the materials of The international Symposium dedicated to the 150th anniversary of the Conservatory (September 20–22, 2012)], compiled and edited by N. I. Degtyareva, N. A. Braginskaya. St. Peterburg : Izdatel’stvo Politekhnicheskogo universiteta, pp. 166–174 (in Russian).

Scherbachev, Vladimir V. (1985). V. V. Scherbachev. Stat’i. Materialy. Pis’ma [V. V. Scherbachev. Articles. Materials. Correspondence], compiled by Raisa N. Slonimskaya; edited by Andrey N. Kryukov. Leningrad : Sovetskiy kompozitor, 360 p. (in Russian).

Scherbacheva, Mariya I. (1941). Kartiny Tiepolo iz dvortsa Dol’fino v Ermitazhe [Paintings by Tiepolo from the Dolfino palace in the Hermitage]. Leningrad: S. n., 1941. 48, 18 p. (in Russian).

Scherbacheva, Mariya I. (1945). Natyurmort v gollandskoy zhivopisi [Still-life in Dutch painting]. Leningrad: USSR Academy of Sciences Publishing House named after Ivan Fedorov. 73 p. (in Russian).

For citation: Slonimskaya, Raisa N. “Dresden Сommemorative Meetings: Vladimir Scherbachev — Nikolay Medtner.” In Оpera musicologica, vol. 12, no. 1 (2020), pp. 25–39 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.002.