Сайгушкина Ольга Павловна

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Профессор

Ученая степень: кандидат искусствоведения

Другие достижения: Почетная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2007), Благодарность Президента Российской Федерации (2016)

Образование: Львовская государственная консерватория имени Н.В. Лысенко, 1974, аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (1977), история и теория фортепианного искусства

Сведения о диссертациях: Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя  (1980)

Повышение квалификации: Мастер-классы Мишеля Д'Альберто (2013), Андраша Шиффа (2014), повышение квалификации в Санкт-Петербургской консерватории – 2016.

Педагогический стаж работы в ВУЗе с 1977 года

Преподаваемые дисциплины:

Лекционные курсы для студентов-пианистов:

Методика обучения игре на инструменте

История исполнительского искусства

Музыкальное исполнительство и педагогика

История исполнительских стилей

Для учащихся-пианистов старших классов ССМШ-лицея:

Методика обучения игре на инструменте

История исполнительского искусства

Практические занятия со студентами-пианистами:

Педагогическая практика

Индивидуальная методика

Практические занятия со студентами-музыковедами, композиторами, дирижерами:

Курс фортепиано

 

Окончила фортепианный факультет Львовской консерватории по классу  профессора А.Л. Эйдельмана – ученика Ф.М. Блуменфельда и аспирантуру Ленинградской консерватории. Работает в штате Петербургской консерватории с января 1978 года.

Является одним из ведущих педагогов – специалистов в области музыкального исполнительства, педагогики и методики. На протяжении многих лет ведет в консерватории основные лекционно-семинарские курсы: методика обучения игре на инструменте, история исполнительского искусства, музыкальное исполнительство и педагогика, история исполнительских стилей, готовит студентов-пианистов к госэкзаменам по этому комплексу дисциплин. Руководит квалификационными работами выпускников, аспирантов исполнительских специальностей. Под ее руководством выполнено 11 квалификационных работ аспирантов и ассистентов-стажеров, более 80 работ выпускников, высоко оцененных госкомиссией.

С 2003 года, с момента введения педагогической специализации в ССМШ-лицее, преподает методику и историю исполнительского искусства у старшеклассников. За высокие профессиональные результаты педагогической работы в школе-десятилетке награждена в 2012 году почетной грамотой.

Ведет курс фортепиано у композиторов, музыковедов, дирижеров. Студенты класса неоднократно становились победителями и лауреатами Всесоюзных и Международных конкурсов. Дважды в год проводит концерты класса.

Ежегодно участвует в организации и проведении фестиваля «Композитор – пианист» в Санкт-Петербургской консерватории.

         На протяжении 10 лет была Ученым секретарем Совета вуза и Совета по защитам диссертаций, совмещая эти функции с педагогической работой. За годы работы О.П. Сайгушкиной ученым секретарем в Совете консерватории было защищено более 250 кандидатских диссертаций.

Более 30 лет выступает в концертах в составе фортепианного ансамбля с доцентом Е.Н. Никольской. За эти годы переигран практически весь классический четырехручный репертуар в самых разных концертных залах Петербурга. На протяжении ряда лет играла также в составе фортепианного дуэта с Народным артистом России, профессором С.М. Слонимским.

Опубликовала более 60 научных работ, среди которых – научные статьи, сборники материалов конференций, методические пособия, учебные программы. Работы внесены в базу РИНЦ.

Ежегодно выполняет большой объем работ по редактированию и рецензированию научных работ.

Регулярно выступает с докладами на Международных конференциях.

Организовала и провела две Международные научные конференции: «Современные проблемы педагогики музыкального вуза» и конференцию, посвященную 110-летию выдающегося педагога-музыканта С.И. Савшинского, по материалам этих конференций опубликовала сборники в качестве редактора-составителя. В качестве члена редколлегии участвовала в подготовке и сдаче в печать двухтомного сборника научных работ по материалам конференции, проведенной совместно с Московской консерваторией «Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX-XX веков: идеи, личности, школы» (2012).

         Проводит занятия по повышению квалификации музыкантов-педагогов в Санкт-Петербурге и городах Северо-Западного региона (открытые уроки, мастер-классы, лекции по методике преподавания игры на фортепиано, редактирование и рецензирование научных и научно-методических работ).        

За последние годы:

выступала с докладами на Международных, Всероссийских и межвузовских научных конференциях;

является членом Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской консерватории;

является членом жюри ежегодного Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств;

является в течение многих лет членом комиссий на вступительных и выпускных экзаменах в консерватории;

является в течение ряда лет председателем Госкомиссии на выпускных экзаменах в Музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова;

является заведующей секцией педагогической практики на кафедре, организует концерты учащихся Школы-студии;

является в течение ряда лет членом жюри Всероссийской олимпиады учащихся музыкальных училищ в Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки;

является членом жюри Всероссийского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов в области музыкального искусства Белгородского государственного института искусств и культуры.

Опубликовано за последние годы:

  1.      Метод Ляймера-Гизекинга в контексте педагогических концепций конца XIX – начала XX веков//Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX – XX веков: идеи, личности, школы. СПб. консерватория, 2012 (1,5 п.л.)
  2.      Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX-XX веков: идеи, личности, школы (член редколлегии). СПб. консерватория, 2012 (21 п.л.)
  3. Из истории диссертационного совета Ленинградской – Петербургской консерватории // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы 1862 – 2012. СПб. консерватория, 2013. С. 368 – 378.(1 п. л.)
  4. Шуман и Лист: две версии Девятого каприса Паганини // Научные вестник Московской консерватории, 2013, № 2. С. 158 – 183 (1,3 п. л.)
  5. Capricci Паганини в транскрипциях Шумана и Листа //Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал № 1 (05). Челябинск, Июнь 2013. С. 48 – 61. (1 п. л.)
  6. Главный талант – талант общения. Памяти Д.Н. Часовитина // Musicus, 2013, № 3 (35). С. 41 – 43 (0,3 п. л.)
  7. Интенсивная жизнь духа. Памяти Н.П. Корыхаловой // Musicus, 2013, № 4 (36). С. 35 – 37 (0,4 п. л.)
  8. После юбилея: вспоминая Феликса Блуменфельда // Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал № 2 (09). Челябинск, Сентябрь 2014. С. 39 – 46 (0,8 п. л.)
  9. Шуман и Лист: два разных подхода к транскрипциям каприсов Паганини. Лекция по курсу «История исполнительского искусства» для студентов фортепианного факультета. СПб., 2014.  (3 п. л.)
  10. Воссоздание целостности музыкального произведения – главная задача интерпретатора//Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание. Материалы и науч. статьи III заочной международной научно-практической конференции 23 марта 2015 г. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2015. С. 103 – 107. 0,3 п.л.
  11. Шуман и Лист: две версии Шестого каприса Паганини // Научный вестник Московской консерватории. 2015, № 1(20). С. 158 – 177.
  12. Как написать реферат. Учебно-методическое пособие для студентов исполнительских факультетов. СПб. консерватория, 2015. 2 п.л.
  13. Методика обучения игре на инструменте. Учебная программа. Специальность 073201 Искусство концертного исполнительства (специализация 01 – фортепиано). СПб., 2016 (2, 25 п.л.)
  14. История фортепианного искусства. Учебно-методическое пособие по курсу лекций для студентов-иностранцев. СПб., 2016 (4, 5 п.л.)
  15. Фортепианные концерты Тихона Хренникова // Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал № 3 (17). Челябинск, Декабрь 2016. С. 39 – 46 (0.8 п. л.)
  16. С.И. Савшинский – основатель и первый директор школы-десятилетки Ленинградской консерватории. Musicus, 2016, № 3 (47). С. 11 – 13.
  17. Фортепиано как средство реализации творческих возможностей. Материалы международной научно-практической конференции «Курс фортепиано в XXI веке: теория, практика, педагогика». Казанская консерватория, 2017. 0,8 п.л.
  18. Фортепианные концерты Тихона Хренникова (Окончание. Начало в № 3 (17) декабрь 2016) // Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал № 1 (18). Челябинск, 2017. С. 27 – 40. (1, 2 п.л.)
  19. Р. Шуман. Этюды-транскрипции и этюды-вариации. СПб.: Скифия – принт, 2017. 104 с. (6,4 п.л.)
  20. Марк-Андре Амлен//Музыкальная академия, 2017, №4. С.68 – 75
  21. Этюды-вариации в творчестве Р. Шумана//Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал № 1 (21). Май 2018. Челябинск, 2018 С.6 – 24.
  22. Музыкальное произведение и его интерпретация: основные исторические вехи (на примере фортепианного исполнительства)//Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание. VI международная научно-практическая конференция. Россия, г. Челябинск. 27 июня 2018 г. С. 228 – 233.
  23. Творческая деятельность Пьера-Лорана Эмара: новые тенденции в современном музыкальном исполнительстве//Вестник КемГУКИ № 45. Ноябрь 2018.